Задирать штрафы или ремонтировать дороги?

Задирать штрафы или ремонтировать дороги?

Государство планирует ужесточить наказания за нарушения правил дорожного движения - по некоторым пунктам штрафы увелчиваются в 10 раз. Но станет ли меньше аварий на наших дорогах? Почему Красноярск никак не избавится от пробок? Сколько сотрудников ГИБДД требуется, чтобы содержать водителей города "в тонусе"?

Пресс-конференция на тему "Ужесточение наказаний за нарушение ПДД" проходила 31 октября в ""Mix Max". В мероприятии принимали участие Жданов Олег Сергеевич, и.о. начальника ГАИ Красноярска, Смолин Иван, председатель регионального общественного движения автовладельцев, а также депутат Горсовета Красноярска Владимир Венедиктов.

- Насколько эффективны оказались введенные с начала года ужесточения наказаний за нарушения ПДД? Что показывают результаты года - отразилось ли это в лучшую сторону на ситуации на дорогах?

Олег Сергеевич Жданов:

- Конечно же, новые штрафные санкции сказываются в сторону улучшения ситуации в целом. Аварийность снижается. В этом году количество ДТП по сравнению с прошлым, 2007-м, годом снизилось на 28 процентов. Хотя количество пострадавших от этих аварий осталось на прежнем уровне, к сожалению. Немного статистики: с начала года сотрудниками ГИБДД Красноярска было зафиксировано 450 тысяч нарушений правил дорожного движения, из них - 10 тысяч задержаны за управление автомобилем в нетрезвом состоянии, 14 тысяч - за проезд на запрещающий сигнал светофора, 4,5 тысячи - за нарушение скоростного режима, 48 тысяч - за непристегнутый ремень безопасности, 57 тысяч нарушений "взяли на себя" пешеходы.

Кстати, хочу отметить, что по-прежнему большой процент аварий происходит по причине плохого дорожного покрытия. Качество дорого и уход за ними, особенно в зимний период, оставляют желать лучшего, мягко говоря. В текущем году произошло 320 таких аварий, связанных и с низким сцепным качеством дорог, и с недостаточностью соответствующего опыта и подготовки водителей. Подчеркиваю, что еще один немаловажный фактор в статистике ДТП - то, что в последнее время на дорогах все больше появляется водителей с опытом вождения менее двух лет. И, как правило, именно они чаще других становятся участниками ДТП. Здесь надо отметить, что сейчас в автошколах почти не преподают навыки вождения в сложных условиях, например, на гололеде. А когда такие водители-новички попадают в реальные условия, то сразу начинают биться, поскольку не научены азам поведения в сложных дорожно-климатических условиях.

Я считаю, что тенденцию, начатую в прошлом году, направленную на ужесточение наказаний и штрафов, эту тенденцию нужно продолжать и развивать. Уже сейчас, даже после первого этапа реформ, водители стали гораздо серьезней относиться к соблюдению правил. Это заметно даже по тому характерному факту, что сейчас очень многие водители начали пользоваться ремнем безопасности - когда штраф за это нарушение был повышен до 500 рублей, люди стали вести себя осторожнее. Поэтому я считаю, что надо продолжать в этом же направлении.

- А как водители, автовладельцы отнеслись к усилению ответственности за нарушения? Каковы настроения в их среде, особенно в преддверии новых возможных ужесточений?

ИванСмолин:

В первую очередь хочется обратить внимание на то, что уже отмечают многие, - несмотря на значительное увеличение штрафов, количество страшных аварий на дорогах не уменьшилось, если говорить обо всей России в целом. Но в тех регионах, где состояние дорог и разметки на ней было улучшено одновременно с увеличением штрафов, - там уровень аварийности снижается. Понимаете, не всегда серьезную аварию можно предотвратить лишь простым увеличением штрафов, надо в тоже время улучшать качество дорог. Что же касается ситуации с дорожной разметкой в Красноярске, то у меня в этом вопросе есть большие претензии - как к городской администрации, так и к Горсовету. И ничего по большому счету не изменится, пока мы не наведем порядок на дорогах.

Об ужесточении наказаний. Я считаю, что важнее даже не механически поднять размер штрафов, а изменить систему таким образом, чтобы водитель чувствовал неотвратимость наказания. Задерживать на месте нарушения. Когда человек едет утром на работу, куда-то по важному делу, он ведь торопится, и поэтому иногда и позволяет себе нарушить правила. Так вот в этой ситуации важнее не 500 рублей с него содрать, а задержать на полчаса-час, провести беседу, - вот тогда он задумается, поймет, что нарушая правила, он не только не экономит свое время, но наоборот - рискует его потерять, не успеть на свое важное дело. И это будет работать гораздо эффективней, водитель будет понимать, что так просто, быстренько выплатив штраф, он не отделается от сотрудника ГИБДД.

В целом я считаю, что тенденция ужесточения наказаний должна быть, разумеется, продолжена, но если мы не начнем проблему высокой аварийности на дорогах решать сообща с прессой, ГИБДД, с администрацией горда, то эффект будет незначительный.

Я еще раз хочу вернуться к разметке в Красноярске и обратиться к депутату Владимиру Венедиктову, чтобы в Горсовете обратили внимание на эту проблему. Приведу пример. Весной этого года одна из организаций выиграла конкурс на 17 миллионов рублей на нанесение разметки в городе. Во-первых, они ее делали очень долго, а во-вторых, через месяц разметку было уже не видно. И есть вопросы. Почему в конкурсе подрядчиков участвовала всего одна организация? Почему те, кто за это отвечают, не уведомили других о проведении конкурса? Почему гарантия сделанной работы составляет всего лишь три месяца - это очень маленький срок. Может быть, те, кто наносил разметку, заведомо использовали низкокачественные материалы? У нас теплый период длится примерно полгода - и это то время, когда разметку на дороге в обязательном порядке должно быть видно.

- Владимир Николаевич, камень в депутатский огород. Действительно, почему законотворцы обращают внимание только на одну сторону проблемы - на нарушения правил со стороны водителей. А почему бы вместе с тем не улучшать и качество российских дорог? По результатам опроса, проведенного на сайте САН, люди уверены: вторая по значимости причина высокого уровня ДТП - это как раз неудовлетворительное состояние дорог.

Владимир Венедиктов:

Я бы не хотел сейчас вступать в конфронтацию с представителем ГАИ и общества автовладельцев, но я в корне не согласен, что депутаты только и думают, как бы больше оштрафовать водителя. Я как раз из тех, кто против этого и считаю, что проблему надо решать комлексно. И первое: надо менять менталитет водителей. Ведь за границей ни один водитель не сдвинется с места, прежде чем не пристегнется ремнем безопасности. У нас же ремнем начинают пристегиваться регулярно лишь те, кто уже попадал в аварию.

Если говорить о разметке в Красноярске, то она действительно, мягко говоря, не очень. Но что мы, депутаты, можем здесь сделать? Исполнительная власть нам выносит существующие проблемы на обсуждения, а мы выделяем деньги, если считаем, что проблема острая. Правда, исполнительная власть вместе с ГАИ не всегда это качественно делает, но это другой вопрос.А сейчас, кстати говоря, мы заострили внимание на вопросе плохого качества дорог в Красноярске и создали рабочую группу, которая постоянно выезжает на места и мониторит ситуацию. Мы берем на пробу качество асфальта и многое другое. Деньги тратяся колоссальные - по 2 миллиарда в год на дорожно-строительные работы выделяется, а качества как не было, так и нет.

Олег Сергеевич Жданов:

Я вот еще хочу дополнить по поводу некачественной разметки, на которую обратил внимание Иван Смолин. С полной ответственностью заявляю, что качество материалов, используемых для нанесения разметки, у нас не ниже европейского. В августе, на улице Маркса, где очень плохо видно разделительную полосу, я провел такой эксперимент - взял и обыкновенной мыльной тряпкой потер проезжую часть, разметку протер. Линия сразу заблестела, ее стало видко так, что невозможно не заметить! Это говорит о том, что содержание дорог коммунальными службами - просто отвратительное, хотя вроде и средства немалые на это выделяются. Чистящая машина движется по проезжей части и вместе с грязью, с мусором заодно стирает полосы разметки. Коммунальщикам пора научиться правильно содержать дороги.

- Владимир Николаевич, в такой ситуации надо что-то менять. Видимо, коммунальным службам нужна новая, современная, более дорогостоящая техника?.

Владимир Венедиктов:

Несмотря на то, что сейчас финансовый кризис, на следующий год у нас запланировано увеличение финансирования в этом сегменте. Мы сохраняем дорожно-строительные расходы в объемах 2 миллиардов, а также увеличиваем расходы непосредственно на содержание дорог. Да, на текущий момент в Красноярске нет профессиональной дорожной техники, которая бы действительно отмывала улицы, а не затирала бы разметку как наждачкой. А когда наступит похолодание, мы наверянка вновь сталкнемся с тем, что дороги будут не подсыпаны, хотя деньги на это все выделяются.

- Иван Викторович, а меняется ли личная культура водителей, ведь многие вопросы на дорогах можно решить мирно - как раз благодаря высокому уровню личной культуры. Где-то пропустить , где-то уступить, - себе же дешевле выйдет, как говорится....

Иван Смолин:

Безусловно. Личная культура поведения за рулем заметно растет. Если, скажем, года три назад я был чуть ли не единственным, кто пропускал пешеходов, то уже сейчас я вижу - это делают многие. Однако по этой части Красноярск среди многих других городов России находится в самом низу таблицы. В Томске, например, уровень культуры водителей очень высок. В городе почти не увидишь сотрудников ГИБДД, но все поголовно водители соблюдают правила и пешеходов пропускают всегда. А вот дороги в Томске не очень хорошие по качеству, но при этом отлично выполнена разметка, и пешеходных переходов в том числе. И дорога освещена как следует. Все это стимулирует к соблюдению правил.

И тут вот что хочется сказать: в связи с готовящимся увеличением штрафа за то, что водитель не пропустил пешехода на "зебре" (увеличение штрафа ожидается со 100 до 1000 рублей), я считаю, что надо увеличить штраф и для пешеходов, переходящих улицу в неположенном месте. Сейчас штраф для ленивых и безответственных пешеходов составляет 100 рублей. Поймите - если пешеход не будет уважать водителя, то и дело бегать через дорогу и нарушать правила, то и водитель не станет уважать пешехода. И потом это взаимное неуважение может автоматически распространиться и на пешеходный переход....

- Давайте поговорим об готовящемся увеличении штрафов за не пропущенного на переходе пешехода. Как вы относитесь к предложению ужесточить наказание и для пешеходов, которые переходят дорогу в запрещенных для этого местах, да еще и зачастую детей с собой тянут или прямо с колясками норовят перейти...

Олег Сергеевич Жданов:

Вопрос весьма актуален на сегодняшний день. Посмотрим на общее количество нарушений - около 50% ДТП связано с наездами на пешеходов. И при этом вина пешехода в аварии - это, конечно же, не вина водителя. Наши пешеходы сегодня очень плохо осознают те последствия, которые могут наступить в результате ДТП. Штраф за то, что пешеход перешел в неположенном месте, не так велик (100 рублей), и для многих он никак не скажется на семейном бюджете. Пешеход этот маленький штраф даже не почувствует, не воспримет всерьез. Поэтому я уверен: этот штраф надо увеличивать, чтобы повысить ответственность пешехода за нарушения, равно как и для водителей.

- А хватит ли человеческого ресурса у ГИБДД? Трудно представить, что сотрудник будет бегать за каждым нарушившим правила пешеходом, чтобы оформлять протокол и все прочее. Они ведь и с водителями не успевают справляться, Олег Сергеевич?

Олег Сергеевич Жданов:

Да, сейчас у полка ДПС Красноярска большой дефицит кадров, и мы вследствие этого не справляемся в полном объеме. Но если все же штрафы за нарушения пешеходов увеличатся, то мы будем стараться и с пешеходами работать побольше - и тогда ситуация поменятся в лучшую сторону, я считаю. Инспектор будет обязан найти время для того, чтобы разобраться с нарушителем, провести с ним соответствующую работу. Пока же у нас просто физически не хватает сотрудников. Кстати, в следующем году нам обещают добавить 100 должностей инспекторского состава.

Владимир Венедиктов:

Я считаю, что сотрудники ГАИ должны в первую очередь регулировать движение и упрощать водителям проезд, а не заботиться о том, как бы кого-нибудь поймать и оштрафовать. Простой пример: кольцо Предмостной площади, в час пик там всегда стоят два, а то и три патрульных автомобиля ДПС. И вот они начинают выдергивать из плотного ряда машины и проверять документы у водителей. Это вопиюще, я считаю. Надо кольцо и мост разгружать, а они проверки там какие-то устраивают, когда полгорода в пробке стоит.

Что касается увеличения штрафов пешеходам, то я поддерживаю такую инициативу, потому что очень много людей гибнет, когда переходят дорогу в неположенном месте. С другой стороны, у нас очень мало пешеходных переходов, которые находятся в хорошем состоянии - с разметкой, с освещением - и это тоже обостряет проблему. Все эти вопросы взаимосвязанны и должны решаться комплексно.

Иван Смолин:

А я вот хочу добавить, что с нового года планируется увеличить штраф для автовладельцев за нечитаемые номера. Но в Красноярске содержать номер чистым все время очень проблематично! У нас крайне грязный город, и номер может оказаться напрочь забрызганным буквально за несколько часов, особенно в дождливую погоду. Потом еще строители добавляют трудностей. Красноярск ведь, по сути, - одна большая стройка. Машины со строительных площадок выезжают, и все эту землю, весь строительный мусор тут же вывозят на наши дороги. В других городах на стройплощадках есть специальные мойки - и поэтому подобной проблемы там не существует. Необходимо, чтобы каждая стройплощадка в Красноярске тоже была оборудована мойкой для автомашин, для тяжелой строительной техники. Мне кажется, что ГИБДД должно немедленно взять под контроль этот вопрос. В противном случае мы можем получить череду судебных скандалов, оспаривающих наказание за нечитаемый номер. Это и к разметке относится.

- Напомните, пожалуйста, за какие конкретно нарушения ожидается ужесточение наказаний в будущем году?

Олег Сергеевич Жданов:

- Я в данную минуту не готов ответить, надо поднимать законодательные акты...

Иван Смолин:

Давайте я попробую. Как уже было сказано, за то, что водитель не пропустил пешехода на “зебре”, - штраф увеличивается от 100 до 1000 рублей. За проезд на запрещающий сигнал светофора - от 500 до 1000 рублей. За нечитаемые номера - в одном варианте до 500 рублей повышают, во втором варианте - до 1000 рублей. Также увеличатся сроки заключения, связанные с уголовной ответственностью за ДТП с погибшими и пострадавшими людьми. Кроме того, появятся новые для нас дорожные знаки: предупреждающий о наличии на данном отрезке дороги видеокамеры, а также так называемый знак для “чайников”. То есть специальный знак для тех, кто за рулем сидит менее двух лет. Считаю, кстати, что это неплохой знак, и уверен, что опытные водители к обладателю такого знака будут относиться с уважением, понимая, что он новичок. Мы, между прочим, проводили отдельное исследование на нашем сайте - и выяснили, что если поворот будет включен у машины со знаком “чайника”, то его быстрее и охотнее пропустят, чем, скажем, затонированную навороченную тачку. Сами водители об этом говорили.

- Еще один довольно любопытный закон, который в ближайшее время может вступить в силу, - наказание для инспектора ГИБДД, если он необоснованно направил водителя на медицинское освидетельствование. Как вы к этому относитесь?

Олег СергеевичЖданов:

В последнее время увеличилось количество жалоб со стороны водителей на неправомерное, по их мнению, поведение инспектора ГИБДД. Мы признаем, что такие случаи находят подтверждение, однако их очень мало. В основном наши сотрудники действуют правильно, как показывают результаты служебных проверок. И, на мой взгляд, здесь больше лукавят водители, когда высказывают претензии. Потому что многие просто хотят уйти от ответственности.

Иван Смолин:

Предложение пройти медосвидетельствование нередко инспектором ГИБДД применяется как некий тест - посмотреть, как поведет себя водитель, и если начнет волноваться, значит, что-то не так. Но вот большей частью инспекторы, - особенно кто работает давно, они неплохие психологи, - не всегда обоснованно используют именно этот инструмент воздействия на водителя. Такое встречается. Что касается недовольства самих инспекторов относительно принятия "ущемляющего" закона - мол, нам не дадут работать и мы будем бояться отправлять на медосвидетельствование,- то могу сказать следующее: требуйте от своего начальства нормальные алкотестеры. В этом случае вы получите возможность тестировать водителя на наличие алкоголя в крови прямо на месте задержания, и никого не надо будет никуда везти.

Я безусловно голосую за принятие такого закона, потому что не раз бывали случаи, когда инспектор ГИБДД отправлял заведомо трезвого водителя на экспертизу - как бы в наказание, за то что водитель, например, вступал в спор с инспектором. Или же испектору просто что-то в поведении возмущенного водителя не понравилось.

Владимир Венедиктов:

Обязательно такой закон надо вводить, поскольку нередко инспектора на дороге используют свое право сильнейшего. Для того чтобы отправить водителя на экспертизу, должен быть, как я понимаю, прописан какой-то регламент. Инспектор должен обосновать свое требование письменно. Не то что там "у меня сомнения и поэтому пройдемте", а именно четко по регламенту. А то, знаете, как бывает: остановит инспектор, ни здравствуйте, ни до свидания, нагрубит... Водитель делает замечание инспектору, а тот сразу: так, пройдемте на медосвидетельствование! Подобного, конечно, быть не должно.

- А возможны ли подлоги со стороны инспекторов в ситуации, если закон о наказании для сотрудников ГИБДД примут?

Олег Сергеевич Жданов:

Чтобы подобного избежать (мы же понимаем, что такие факты наверняка будут иметь место), мы будем проводить проверки и все прочее. В этом году мы разработали проект программы, которая предусматривает определенный объем финансирования. В том числе приобретение 50 алкотестеров, чтобы хотя бы обеспечить минимум инспекторского состава для их качественной работы и чтобы направление на экспертизу было объективным, обоснованным, а главное законным, а не так, что не понравился ответ водителя или его походка.

Сейчас этот проект трехлетней целевой программы “Повышение безопасности дорожного движения в Красноярске” - в который заложено порядка 180 миллионов рублей, на приобретение в том числе приборов, измеряющих скорость и наличие алкоголя в крови, - этот проект находится на согласовании и уже представлен администрации Красноярска. Так что надеемся в скором времени с помощью современных средств и приборов свести к минимуму, а то и вовсе ликвидировать все нежелательные инциденты между инспекторами ГИБДД и водителями.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >