Разбор заплывов

Разбор заплывов
В эту навигацию на Енисее работало около 1000 разнокалиберных судов: и больших, и маленьких. По словам руководителя Енисейского бассейнового управления Юрия Рязанова, сейчас «зарегистрировано 578 судовладельцев, которым принадлежат 2517 судов. Раньше все они вводились в навигацию, а так как перевозки сократились раз в десять, то выходят не более 1000 судов». Аудио: Руководитель Енисейского бассейнового управления Юрий Рязанов о количестве судов ОАО «Енисейское речное пароходство» в этом году использовало 500 единиц. Вторая половина, тоже 500 судов - это Тюлькин флот. Так некоторые речники называют частников. Если бывший государственный флот более-менее организован, то коммерсант-одиночка сам себе хозяин. НЕВЕЗУЧИЙ «НЕКРАСОВ» Грузопассажирский теплоход «Некрасов» ранее принадлежал администрации Балахтинского района. Он был продан с аукциона фирме «Фарватер» в июне этого года. Частник начал отрабатывать вложенные в речной бизнес деньги. В тот злополучный рейс «Некрасова» грузили на причале Дикой дивизии. Так у речников называют пристань в районе моста «777». На бетонном заборе написаны телефоны, позвонив по которым, можно договориться об отправке грузов по реке. «Некрасова» здесь загрузили под завязку. Вместо возможных 80-ти тонн он взял на борт 102 тонны. Не был составлен карго-план, то есть план расположения и закрепления груза. Мешки с картошкой носили на ту палубу, что поближе, а трюмы завалили ящиками с овощами и фруктами. Иллюминаторы открыли, чтобы товар не испортился. Все решили деньги. Торгаши из ближнего зарубежья за перевозку грузов на Север рассчитываются сразу наличкой. Но при всех нарушениях, по словам бывшего генерального директора ОАО «Енисейское пароходство» Ивана Булавы, то, что «были не задраены люки - это прямая вина капитана». Видео: Экс-генеральный директор ОАО «Енисейское пароходство» Иван Булава о вине капитана Андрей Вильда, капитан «Некрасова», погибший в этом рейсе, если бы отказался идти, мог потерять работу. Главный все-таки судовладелец. Судно было обречено. Удивительно, как оно вообще дошло до Дудинки и никто его не остановил. Населенные пункты, где могли быть проверки, «Некрасов» проходил ночами. Уже на подходе к Дудинскому морскому порту он при развороте лег набок. Хватило сильной волны и бокового ветра. Через открытые иллюминаторы вода стала заполнять трюмы. Судно накренилось. Груз съехал на один борт. В итоге из 21, находившихся на судне, спаслись только семеро. Сейчас у фирмы «Фарватер» на шесть месяцев приостановлено действие лицензии. Если вина судовладельца будет установлена, он лишится ее навсегда. Проблема в том, что через какое-то время он сможет оформить новую лицензию на другое имя, а его суда по-прежнему пойдут в рейсы. Таких судовладельцев на Енисее предостаточно. И почти каждый грузится по максимуму. Нет контроля. Кстати, возможно, именно «Некрасов» изображен на 10-рублевой купюре. Таких теплоходов на Енисее было всего два: «Некрасов» и «Тургенев». ОЧЕРЕДНОЕ ЧП Алексей Макаров работал сварщиком на Ермолаевской РЭБ (ремонтно-эксплуатационной базе). Был дважды судим. Условно. Когда стемнело, приехал на велосипеде на базу. Подгадал, чтобы вторая смена села ужинать. Залез на баржу, в которую сливалось отработанное масло. Стал добывать металл. Позже было озвучено три версии случившегося: 1. Он открыл люк нефтеналивной баржи и посветил спичкой или зажигалкой; 2. Стал сбивать с люка бронзовый палец крепления люка и выбил искру; 3. Искра получилась, когда кусок металла выпал у него из рук. Скопившийся газ в отсеке баржи взорвался. Носовую часть разорвало, как бочку. Пожар быстро потушили. Разлившуюся нефть собрали. А тело Алексея Макарова нашли только на следующий день на другом берегу заводи за песчаной насыпью. Оно пролетело около двухсот метров. Эта баржа была списана пять лет назад. Стояла, как мина замедленного действия. Такие баржи непригодны для плавания и обычно еще долгое время служат как отстойники. В них по пути следования суда сливают отработанные ГСМ. В Енисейском пароходстве это взято за правило. Но частнику, у которого одно-два судна, такая баржа ни к чему. Можно сливать отработку по договору, но как говорит технический директор ОАО «ЕРП» Владимир Стыврин, «лишь 10-20 процентов частников заключили с нами договора на обслуживание. Куда девают мазут все остальные, мы не знаем, наверное, в реку». Получается, за этим тоже контроля нет. А кто ходит по нашему Енисею? Посмотрим на карту. Совсем рядом соседи. На Оби пять бывших государственных пароходств. Из них получилось три акционерных общества. Там невостребованного флота еще больше, чем на Енисее. Можно купить баржу или теплоход по цене металлолома. Что и происходит. Хорошее, конечно, не продадут, а то, что похуже частники беспрепятственно переправляют на Енисей. По словам руководителя Енисейского бассейнового управления Юрия Рязанова, в эту навигацию легально на Енисей с Оби зашли «порядка пяти-шести судов. Приобретают их в основном люди из нашего бассейна». Аудио: Руководитель Енисейского бассейнового управления Юрий Рязанов о судах с Оби Здесь еще можно как-то заработать. Но не все спешат сразу регистрироваться и оформлять документы. Тюлькина флотилия пополняется, но все равно главным перевозчиком на Енисее остается ОАО «Енисейское речное пароходство». За счет большой производственной базы. По словам главного инженера ОАО «ЕРП» Владимира Стыврина, «чисто на техническое обслуживание своего флота тратится до 150 млн. рублей в год. Это и сборщики, и водолазы, и береговые команды. Я сомневаюсь, что частники тратят на это хотя бы 10 процентов». Видео: Главный инженер ОАО «ЕРП» Владимир Стыврин о затратах на техобслуживание флота ГМК «Норильский никель» кровно заинтересован в том, чтобы флот работал исправно. Об этом говорит и поспешная покупка Енисейского пароходства. Западное направление для «Норникеля» оказалось закрыто. Мурманское пароходство выкупил «Лукойл». Если бы «Лукойл» выкупил еще и красноярский флот, то норильчанам пришлось бы платить за доставку грузов ту цену, которую назовут. ГМК это, конечно, не устраивало. Поэтому за ЕРП особенно не торговались. Как говорит бывший генеральный директор Енисейского речного пароходства Иван Булава, «приобретение акций «Норникелем» - это во благо. Не исключено, что пароходство могло быть обанкрочено. Если бы ГМК «Норильский никель» встал в позу и начал создавать альтернативную транспортную компанию для нашего пароходства - это был бы крах». Видео: Экс-генеральный директор ОАО «Енисейское пароходство» Иван Булава о продаже "ЕРП" За первые два года, когда «Норникель» стал главным акционером, от пароходства щепки полетели. Продавали все, что было не нужно. Московская команда работала по принципу: то, что не дает прибыли, не имеет право на жизнь. По информации из неофициальных источников распродали площади Речного вокзала, базу отдыха на красноярском море и еще много чего. В том числе наш любимый теплоход «Антон Чехов». Зато «Енисейское пароходство» каждый год стало спускать на воду огромные баржи. Они могут брать по 2000 тонн. Сначала выпускали по одной такой барже в год. В 2004-м на работу вышли две новые баржи, а в следующем планируют сделать уже три. Направление понятно. Норильскому комбинату нужно перевозить грузы. ВЕЗУЧИЙ «АНТОН ЧЕХОВ» В пароходстве называли две причины, по которым продали «А.Чехова». Во-первых, он себя не окупает. Однако его успешно использовала швейцарская туристическая компания "Райзербюро Миттельтургау", а затем и красноярская фирма «Дюла-тур». Иностранцы потянулись. Особенно круизы по Енисею нравились англичанам. Для края - это престиж, реклама и дополнительные доходы. Ведь зарабатывало не только пароходство, но и авиация (чартерные рейсы), и Дудинка, и Игарка. Вторая причина - Енисей стал мелким для «А.Чехова». Легендарный капитан легендарного теплохода Иван Марусев за 25 лет работы ни разу не сел на мель. Тем не менее, он подтверждает, что «Чехов» едва не ползал на пузе. Даже самый мощный толкач на Енисее - это 2400 лошадиных сил. У «Чехова» 2700 л.с. Три двигателя по 900 л.с. каждый. Он рассчитан на скорость, но по Енисею ходил обычно на среднем или малом ходу. Капитан Иван Марусев рассказывает: бывало, что «глубина 280 и у нас осадка 280. По сути, запаса нет. Я не имею права идти. А как я не пойду, если на борту туристы? Я брал риск на себя, но знал, что бассейновое управление всегда дает глубины и еще запас сантиметров двадцать». Видео: Экс-капитан "А. Чехова" Иван Марусев о глубинах Енисея Отметим, что последние годы практически не велись донноуглубительные работы. На это не было финансирования. В общем, «Чехова» оставили, если бы захотели. Александр Лебедь в свое время запретил его продажу. Александр Хлопонин позволил его продать, пообещав, что мы построим подобный теплоход, только с меньшей осадкой. Прошло два года, а обещание не выполнено. Нет еще даже проекта. Пресс-секретарь губернатора Игорь Астапов уверяет, что замена «Чехову» «появится точно. Администрация края строит большие планы относительно развития туристического бизнеса. Задание на проектирование выдано. Когда теплоход спустят на воду, сказать очень трудно. Но это будет в обозримом будущем, не через десять лет. Хочется, чтоб это было быстро, но не получается, если мы хотим сделать по-настоящему хорошо». Аудио: Пресс-секретарь губернатора Игорь Астапов об альтернативе "А. Чехову" Смущает еще и то, что не называют сумму, за сколько продали самый комфортабельный теплоход на Енисее. Капитан «Чехова» Иван Марусев говорит, что «об этом не знает никто, даже главный бухгалтер». Видео: Экс-капитан "А. Чехова" Иван Марусев о коммерческой тайне Нам удалось отследить дальнейшую судьбу теплохода. Его приобрела фирма «Ортодокс». По нашим данным, руководит ею племянник миллиардера Владимира Потанина. Потанин - президент Ассоциации «Интеррос», в которую и входит ГМК «Норильский никель». Цепочка вполне понятна. Вот и отчалил «Антон Чехов», дав прощальный гудок 22 августа 2003 года. Видео: Теплоход "Антон Чехов" навсегда уходит из Красноярска История его перехода на Волгу довольно интересна. Забирать «Чехова» из Дудинки пришел буксир «Жижгин» судоходной компании "Портофлот" Архангелького морского порта. Тащить его по Северному морскому пути хотели вообще как баржу. Без экипажа. Капитан Иван Марусев настоял на том, чтобы выполнили три его условия: 1. На «Чехове» должна быть команда из шести человек; 2. Рули не закреплять тягами; 3. Один двигатель всегда должен быть готов к запуску. Если бы эти условия не выполнили, «Чехов», как «Некрасов», мог лечь на дно в районе Лофотенских островов у западного побережья Норвегии. Попали в шторм. Девятый вал едва не утопил судно. Волной выбило шесть стекол вместе с защитными досками. А одно стекло у «Чехова» - как в обычной квартире панельного дома. На нижней палубе воды набралось 40 см. А если бы не было команды? Отставной капитан Иван Марусев рассказывает со слов экипажа : "начали откачивать воду. Правда, не могли сманеврировать, потому что были на буксире. Если бы он шел сам, можно было выбрать момент, развернуться кормой на ветер и уходить от волны. А так он был привязанный. А буксиру дали задание идти вперед. Он и шел. Хотя вместо этого их сносило назад". Видео: Экс-капитан "А. Чехова" Иван Марусев о шторме Видео: Редкие кадры. «Антон Чехов» в шторме. Девятый вал Болтало в этом шторме почти сутки. На второй день удалось укрыться в бухте и переждать еще два дня. Теперь «Чехов» ходит по маршруту Санкт-Петербург - Москва и по Волге. Только как – непонятно, ведь Волга еще мельче Енисея. Видео: Поврежденный теплоход Уход с Енисея «Антона Чехова» символизировал начало развала пассажирских перевозок. Пассажирский флот - это всего четыре процента от общего количества судов «ЕРП». Причем почти все они старше 50 лет. В этом году из семи судов три отправлены на металлолом. В этом году на пассажирских перевозках работали теплоходы «Матросов», «Чкалов», «Профессор Близняк» и шесть быстроходов «Заря», «Восход» и «Нордвик». Пароходство хочет от них избавиться, потому что ремонтировать их невыгодно. Проще продать. Но «Матросов» и «Чкалов» принадлежат Росимуществу. Интересно, как будет развиваться ситуация. Либо они уплывут вслед за «Чеховым», либо их передадут в краевую собственность. Предлагается создать некое краевое предприятие или управляющую компанию, которая и будет заниматься пассажирскими перевозками на Енисее. ОАО «ЕРП» скидывает с себя все нерентабельное. Еще один проект – сокращение Павловской ремонтно-эксплуатационной базы. Суда, становившиеся здесь на зимовку, теперь перебазируются в Красноярск. Хотя в пароходстве заявляют, что лишь переводят часть судов с Павловщины в Подтесовскую РЭБ и Красноярский судоремонтный центр в целях более эффективного использования флота, поскольку именно там находятся основные ремонтные мощности. В здании, где располагается Енисейское пароходство, находятся сразу все контролирующие органы. Транспортная прокуратура расследует уголовно наказуемые деяния, Российский речной регистр проверяет техническое состояние судов, Енисейское бассейновое управление следит за наличием документов на право судовождения, ФГУ «Енисейречтранс» отвечает за дноуглубление, расстановку бакенов и т.д., а Ассоциация судовладельцев - это общественная организация, в которую входят пока только 20 процентов частных судовладельцев. Каждая структура выполняет свою функцию. Однако контроль за движением судов на Енисее обеспечить не так уж и сложно благодаря специфике этой реки. Она, как бутылка - имеет свое горлышко. Есть места для своеобразного заслона недобросовестным судовладельцам. Как говорит Иван Булава, достаточно «поставить один сторожевой катер в районе Барабановских островов, (70 км от Красноярска) и ни одно судно ни днем, ни ночью не пройдет незамеченным». Идея эта озвучивалась уже давно, но, видимо, жесткий контроль никому не нужен. Возникает закономерность. Частных судов становится больше, а ОАО «Енисейское речное пароходство» преследует исключительно свои цели. Несовершенное законодательство и слабый контроль приводят к тому, что в следующую навигацию мы можем получить еще не одно ЧП, подобное случаю с «Некрасовым».

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >