Азбука детской безопасности от Sibnovosti.ru: Как защитить ребёнка от опасностей, рассказывает красноярский психолог Дмитрий Юрков

Азбука детской безопасности от Sibnovosti.ru: Как защитить ребёнка от опасностей, рассказывает красноярский психолог Дмитрий Юрков
Фото: © РИА Новости / Мария Девахина

Вопрос безопасности ребёнка - задача отцов

Что нужно знать родителям, которые заботятся о безопасности своих детей? Почему дети сбегают из дома, и кто в ответе за безопасность подростка в интернете? Эти вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый родитель. Ведь тема обеспечения детской безопасности в наши дни остаётся одной из самых актуальных.

О том, как правильно разговаривать с детьми о безопасности в семье, школе и социальных сетях, корреспонденту Sibnovosti.ru рассказал красноярский педагог-психолог, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» Дмитрий Юрков.

Дмитрий Владимирович, с какого возраста стоит начинать говорить с детьми о безопасности?

Обсуждать тему безопасности можно с момента, как только дети начинают разговаривать. Как только у ребёнка появляется понимание того, что он это «он» и он отделён от мира, то именно тогда мы начинаем взаимодействовать с ним.

В разговоре необходимо предупредить ребёнка о том, что существует опасность. Естественно, мы не будем говорить трёхлетнему ребёнку о каких-то глобальных конфликтах и опасностях. В таком возрасте можно рассказать об опасности электричества, розеток, канализационных люков, ямах и т.д. Это называется «граница безопасности ребёнка». Родитель видит зону ближнего развития ребёнка и, понимая куда он может пойти, предугадывает и сообщает ему о возможных опасностях.

Когда родители, как наседки, хватают детей и не дают им двигаться, тогда несовершеннолетние перестают развиваться. Так, например, когда возраст ребёнка достигает 6-7 лет, и он скоро должен пойти в первый класс, родители на светофоре рассказывают об угрозе в виде автомобиля, который может сбить, если пойти на красный сигнал светофора. При этом родитель говорит и об ответственности, которую ребёнок несёт за собственную безопасность.

Знаете ли вы какие-нибудь лайфхаки, которые помогут родителям обеспечить безопасность их детей?

На одном из форумов член поискового отряда рассказывал о том, что с детьми необходимо проговаривать то, чтобы у них был включен и заряжен мобильный телефон. В случае чего специалисты смогут найти ребёнка по геолокации.

На протяжении многих лет одной из самых главных причин пропажи детей является самовольный уход из дома. На ваш взгляд, почему дети уходят из дома?

Они уходят, потому что нарушена их граница безопасности. Дети больше не чувствуют себя дома в безопасности. Существует угроза их физическому и психическому здоровью. От хорошей жизни дети не уходят. Любое негативное поведение говорит о том, что нарушаются потребности ребёнка. Если он уходит из дома, значит нарушены базовые потребности. Одна из таких потребностей – потребность в безопасности.

Также, вероятно, будет нарушена потребность в принятии. Ребёнок – это отдельная личность, которая заслуживает уважения, любви, доверия и принятия. Если он этого не получает дома, то, следовательно, идёт удовлетворять эти потребности в другом месте.

Как поговорить с детьми о безопасности, но при этом не напугать их?

В первую очередь нужно говорить о том, что если ребёнок будет соблюдать границы нормы, то он избежит опасных ситуаций. Не нужно пугать тотально. Нередко родители нагоняют шороху и устраивают истерики.Речь идёт о критическом мышлении. Ребёнок должен адекватно своему возрасту расценивать реальность угрозы в той или иной ситуации. Взрослым следует через критическое мышление, обсуждая различные ситуации, показывать реальность угрозы, которая стоит за какой-то конкретной ситуацией.

Рассказывать о тотальной угрозе не стоит, так как дети этого не понимают. Более того, когда ребёнка запугивают тем, что мир представляет опасность, дети начинают закрываться, перестают быть активными и становятся безынициативными.

Очень часто подобное можно увидеть во дворе. Когда, например, ребёнок куда-то бежит и падает в лужу. Вроде бы, ничего особенного в этом нет, однако некоторые мамы подскакивают с таким страхом в глазах, что в следующий раз ребёнок вообще не захочет куда-то бежать, ведь мама ещё накричит на него за то, что он упал, а ещё и поддаст.

Есть ещё один пример: мама находит у ребенка вейп. Понимает, что да, здесь существует зона опасности, так как в него (вейп) могут подсыпать запрещённые вещества, а это представляет угрозу для жизни и здоровья. Что делает мама? Чаще всего – кричит на ребёнка и тот уходит из дома. И только после этого мама говорит, что кричала из любви к нему, потому что испугалась за его здоровье. В таком случае я задаю вопрос: «Понимает ли это ребёнок?». И тогда мама отвечает, что, конечно, нет, он не понимает этого.

Так что же нужно делать? Мы, взрослые, должны говорить не о самом ребёнке, а о его действиях и рисках, которые могут возникнуть. Так мы не задеваем ребёнка целиком, хотя он и может к этому критично отнестись. Необходимо попытаться обсудить его действия, проговаривая то, что каждый может оступиться. Также следует обсудить причины: почему это произошло, выяснить, чего не хватает ребёнку и зачем ему нужен был вейп. Задача родителей в том, чтобы сформировать у детей саморегуляцию. Они должны понимать и осознавать, насколько реальна угроза, что стоит за их действиями, дают ли себе оценку, и готовы ли они взять на себя ответственность.

Но как маме совладать с эмоциями? Это ведь совсем непросто, а женщины очень эмоциональны.

На самом деле, вопрос безопасности ребёнка - задача отцов. На сегодняшний день существует проблема перекоса в сторону материнства. У нас матери обеспечивают детскую безопасность. А это перекос. Мама должна отвечать за любовь в семье, а отец – за безопасность.

Так, например, в случае жалобы на ребёнка или какой-то проблеме, мама приходит домой и рассказывает мужу о том, что их ребёнок пошёл по наклонной. В этом случае мама передаёт бразды правления отцу, однако зачастую папа не знает, что делать, ведь уже давно не сталкивался с подобными ситуациями.

В результате папа впадает в беспомощность и, кроме как дать ремня, ничего придумать не может. Вот только толку от этого никакого не будет.

В таком случае, что необходимо сделать, чтобы избежать этого перекоса и отстранённости отца от решения подобных ситуаций?

Задача мамы – постепенно подключать мужа к обеспечению безопасности ребёнка. В последние годы наблюдается такая ситуация, при которой именно мамы занимаются вопросами воспитания и безопасности ребёнка. Нередко они навешивают на детей тревоги, которые не дают им развиваться. В итоге ребёнок всё равно попадает в какую-то ситуацию, при которой есть угроза его безопасности. Родители пытаются всё контролировать, однако это невозможно.

Неотъемлемой частью современного общества являются соцсети. Стоит ли взрослым контролировать детей или всё-таки им нужно доверять? Кто отвечает за безопасность в интернете – родители или школа?

Могу сразу сказать, что точно не школа отвечает за детскую безопасность в интернете. За это отвечают родители. В любом случае это делегируется на ребёнка. В этом вопросе нет какой-то нормы и это дело каждой семьи. В своей семье я не проверяю соцсети у детей. При этом я вижу их общее состояние и в случае чего, может быть загляну в соцсети. Однако пока всё хорошо, зачем мне их проверять? Если дети узнают, что я проверяю их, то будет нарушено доверие. И в трудный момент они не придут и ничего не расскажут о возникшей проблеме.

Мы, взрослые, не можем проверить и просмотреть всё. Взять, например, запрещённую группу «Синий кит». В рамках работы по этой теме я понял, что, когда мы ищем что-то конкретное, они просто модифицируют это и меняют название группы.

В таком случае очень важно распознавать признаки манипулирования детьми. Общее правило манипуляции заключается в том, что манипулятор устанавливает связь с несовершеннолетним, часто общается и пишет ему сообщения. Тогда ребёнок должен задуматься, какую выгоду его собеседник от этого получает.

Подобную связь можно разбить на шесть пунктов:
- физический контакт – переписка, фотографии;- принадлежность – когда говорят о том, что ребёнок может статью частью определённой группы или сообщества;- придание значительности – когда манипулятор говорит о том, что только он понимает ребёнка;- внимание – когда хвалят ребёнка и показывают, что он им небезразличен;- слушают – манипуляторы реагируют на то, что пишет ребёнок и не игнорируют его;- любовь.

Каждый из этих пунктов необходимо обязательно проговаривать с детьми. Кроме того, взрослые должны обсуждать с несовершеннолетними вероятные угрозы и риски в интернете.

В прошлом учебном году по Красноярску прокатилась настоящая волна ложных сообщений о заложенных взрывных устройствах. И у некоторых детей были нервные срывы, они боялись приходить в учебное учреждение, считая, что там их подстерегает опасность.

На самом деле, я не видел этих проблем. Существовала проблема родителей, которые накручивали детей. Среди детей, с которыми мне довелось пообщаться, не было ни одного ребёнка, который бы находился в страхе или стрессовом состоянии, а также боялся идти в школу.

При этом я видел напуганных мам и чаты, в которых они устраивали истерики. Также я видел панику среди родителей, которую они накручивали сами себе.

Страха у детей не было потому, что они просто-напросто не понимали и не осознавали проблему. В подобных ситуациях проблема заключается в родителях, которые начинают тревожиться. После этого тревожное состояние передаётся детям.

На ваш взгляд, в ситуации, когда сообщают о взрывных устройствах, что нужно сказать ребёнку обязательно, а чего не нужно говорить ни в коем случае?

В первую очередь необходимо проговаривать, что эвакуации проходят потому, что государство нас защищает и оно перепроверяет всё для того, чтобы убедиться, что в школе или детсаду всё безопасно и хорошо.

Лишнего говорить не нужно, ни про взрывы, ни про террористов, чтобы не накручивать детей и не проецировать у них стресс.

Фото: © РИА Новости / Мария Девахина

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >