Лёд и пламя: обзор BMW Zagato и i8

Лёд и пламя: обзор BMW Zagato и i8

Выдерните случайного прохожего из толпы, дайте ему в руки лучшие кисточки и отменные краски, попросите нарисовать котенка или солнышко — получится бездарная мазня. Дайте великому художнику кусочек угля и клочок бумаги, попросите нарисовать портрет — и набросок уйдет за миллион долларов на аукционе Сотбис. Ну а если команде выдающихся автомобильных дизайнеров дать лучшую в мире студию и почти неограниченный бюджет? Результат будет достоин борьбы на аукционе, но при этом пойдет в серию. Ирония судьбы — ведь было бы лучше оставить машину в единственном экземпляре…

Немецкие автомобили хороши. Это совершенные механизмы, безупречно сопряженные детали, безотказная надежность систем. Это живое воплощение известной побасенки про инженеров Mercedes, которые способны на ходу вытащить из машины мотор, починить его и вставить обратно. Да только Mercedes — это скучно. Не всегда, но в среднем. BMW — уже интереснее, у этих автомобилей есть подобие души. Но если добавить к ним немного итальянской крови, замешанной на арабской поэтичности и японской утонченности — получится нечто дьявольское. Пробирающее насквозь, вытаскивающее из мужского подсознания самые романтичные и одновременно хищные желания. Нечто, перед чем невозможно устоять.

Поэтому когда собрались вместе Норихико Харада, шеф-дизайнер итальянского дизайн-ателье Zagato, Карим Хабиб, руководитель отдела дизайна BMW, а также их приятели и коллеги Эдриан ван Хойдонк и Николас Хьюэт, они просто физически не могли создать что‑то посредственное. Они нарисовали, спроектировали и воплотили в металле вещь? Механизм? Автомобиль? Нет, они воплотили консистенцию дьявольского соблазна, гарантировано обращающего на темную сторону любого адепта экономии средств и сторонника малолитражной экологии. К черту зеленые концепции, общественный транспорт и гибридные двигатели. Перед вами BMW Zagato Coupe, и в красном цвете оно подобно бокалу крепчайшего, настоянного на горных травах Пиреней «Кьянти». Которое быстро ударяет в голову, порой заставляет вести себя странно и непредсказуемо и превышать скоростные ограничения чаще, чем необходимо среднестатистическому мужчине. Впрочем, от лакированного красным стремительного заднеприводного подарка вряд ли бы отказалась и женщина.

Купе представили в мае на Concorso d’Eleganza Villa d’Este — элитной тусовке авторских или ретро автомобилей, блестящих кузовных проектов и предсерийных образцов, проходящей в Италии. Событие спонсирует концерн BMW, поэтому баварский автопроизводитель не стесняется использовать конкурс как площадку для премьер собственных разработок. Так что появление там BMW Zagato не было случайностью.

Надо сказать, что при всей своей ослепительной красоте (вы ведь не станете спорить с этим, верно?) и неземной пластике автомобиль полностью готов к эксплуатации и даже сертифицирован для езды по дорогам общего пользования в Германии. Zagato и BMW не раскрывают технических подробностей, но и без официальных заявлений легко понять, что концепт построен на базе родстера BMW Z4. В сущности, те же пропорции, длинная база и огромный вытянутый капот. И все же Zagato выглядит совсем иначе — быть может, взрослее. Быть может, мускулистее. Экспрессивнее, ярче, брутальнее. BMW Z4 элегантно, пластично, в меру роскошно. Zagato не так кокетлив, это во многом более «мальчик». Конечно же, если бы BMW Zagato Coupe делали американцы, у них получился бы Corvette. Он у них и получился. А здесь поработала итало-немецкая команда с упомянутыми уже восточными вставками. И получилась песнь песней в репертуаре спортивных купе.

Немного истории. Первым спортивным автомобилем BMW с изготовленным на заказ итальянскими мастерами кузовом стало купе на базе BMW 328, созданное в 1939 году специально для очередного гоночного сезона, в частности для Mille Miglia (на которой автомобиль в 1940 году одержал блестящую победу). В 1954 году BMW вернулся в Милан, чтобы закупить у Ренцо Риволты (Renzo Rivolta), основателя компании Iso, чертежи, лицензии и инструменты, необходимые для производства легендарной «Изетты».

Руками итальянских дизайнеров в свое время создавались запоминающиеся образы моделей BMW 3200 Michelotti Vignale (1959 г.), BMW 700 (1959 г.), BMW 3200 CS Bertone (1962 г.) и BMW M1 (1978 г.), каждая из которых до настоящего времени считается иконой дизайна.

«Я вижу в BMW Zagato Coupe некую особую магию, — признается шеф-дизайнер Zagato Норихико Харада. — Это непринужденная естественность линий, которая в сочетании с нестандартными дизайнерскими решениями Zagato создает уникальную элегантность автомобиля». Как‑то скромно он это сказал, ей богу. Возможно, будь на его месте более открытый европеец, он вскочил бы на стол и прокричал бы прямо в небо, срывая тесный галстук и офисные приличия — «Да! Мы сделали это!»

Между прочим, небольшая компания Zagato, основанная Уго Загато в 1919 году, в настоящее время является единственным кузовным ателье, находящемся в частном владении. Уго черпал идеи из многих отраслей промышленности, но главным источником вдохновения для него всегда была авиация, в которой аэродинамические характеристики и легкость конструкции ценились превыше всего. Не секрет, что BMW и Zagato нередко используют в своих разработках идеи профессора Камма, исследовавшего аэродинамические свойства задней части автомобилей. BMW 328 Kamm Coupe 1940 года, а также модели Alfa SZ и TZ имели типичную компоновку задней части кузова под названием Kamm-tail (K-tail). Эта компоновка стала широко известна в Италии благодаря кузову Coda Tronca, испытания которого ателье Zagato проводило в начале 1960‑х.

Помимо выдающейся внешности, секретным оружием BMW Zagato Coupe является его окраска. Итальянцы использовали уникальную краску Rosso Vivace — пьянящий винный оттенок красного наполняет жизненной энергией каждую линию и изгиб купе.

В зависимости от освещения цвет краски варьируется от почти черного до ярко-алого. Кузов вначале покрывается черной грунтовкой, поверх которой кладется слой краски «мерцающий серебристый металлик». Затем наносится шесть сверхтонких слоев специально разработанной красной краски, создающей уникальный эффект. И наконец, кузов покрывается двумя слоями прозрачного лака, закрепляющего цвет. В результате машина похожа одновременно на стремительную каплю бычьей крови, радостный сон вампира и… спортивное купе от Zagato!

Крыша итальянского кузовного шедевра именуется на дизайнерском сленге double-bubble (грубо говоря, «двойной пузырь»). Ее форма как бы намекает, что для головы водителя и пассажира предусмотрены отдельные емкости; а на самом деле, неуловимо напоминает обтекатели (как говорят в авиации — фонари) кабины боевого истребителя. Вот уж в чем ателье Zagato и концерн BMW безусловно сходятся, это в любви к самолетной тематике.

Не спрашивайте о цене автомобиля. Вышитые на коже сидений молнии литер Z (Zagato) красноречиво говорят о том, что торг неуместен. Например, Aston Martin V‑12 Zagato отдавали за каких‑то 330000 фунтов боже храни королеву стерлингов. Ясно, что BMW Zagato Coupe будет выпущено ограниченной серией и быстро разойдется по гаражам завзятых коллекционеров. Вряд ли автомобиль будет пылиться в шоу-румах Челябинска или Кривого Рога — скорее, искать рубиновые капли нужно на виллах Монте-Карло… или приусадебных участках Рублевки.

Ведь, кажется, именно там у дьявола постоянные резиденции?

Я — восьмой!

Но компания BMW не была бы по‑настоящему немецкой, если бы в производстве автомобилей руководствовалась только эмоциями и чувством прекрасного. Германский рационализм и высочайшее технологическое мастерство всегда позволяло BMW делать не просто «горячие зажигалки», но и шедевры инженерного искусства. Поэтому положив на одну чашу весов BMW Zagato coupe — этакий сгусток лакированного пламени, на другую придется определить нечто противоположное по духу. Для равновесия в природе вещей, так сказать. И на роль противовеса в линейке баварской компании как нельзя лучше подошло бы концептуальное купе BMW i8.

Разница в подходе к проектированию авто огромная. Если BMW Zagato coupe начиналось как порыв вдохновения, как неожиданная искра, умело взращенная маститыми дизайнерами в живую концепцию, на уже готовом шасси и испытанном моторе, то i8 — материальное выражение виртуальной реальности, плод тяжелого труда технологов, изобретателей, инженеров. BMW Zagato родилось из сердца, BMW i8 — плоть от плоти торжество разума. Абсолютно новое шасси, гибридная силовая установка, революционная концепция компоновки кузова и салона, невероятная концентрация интеллектуальных вспомогательных систем. Эпизод из фантастического фильма про будущее, успешно дошедший до ходовых испытаний.

Даже цветовая гамма автомобилей (одобренная совсем неглупыми баварскими маркетологами) коренным образом отличается. Рекламная компания BMW Zagato coupe пылает оттенками красного; тизеры и трейлеры BMW i8 выполнены в техногенных серо-голубых красках, с вкраплениями многообразных светодиодных источников света. Смотрели фильм «Трон: наследие»? BMW i8 родом из этого мира.

BMW Zagato coupe хорошо смотрится рядом с бокалом красного вина, дорогими сигарами и швейцарскими пейзажами; BMW i8 от рождения встроено в сеть Интернет, адаптировано под любые айфоны, разговаривает на одном языке с GPS-навигаторами.

Чуть подробнее о технической начинке BMW i8: коротко говоря, это совокупность систем и принципов, которые, вероятно, станут бытовой реальностью для большинства автомобилей лет этак через 15. А именно, сочетание трехцилиндрового турбированного двигателя (1.5 л/223 л. с.), который находится сзади и приводит задние же колеса, и электромотора мощностью 131 л. с., который работает исключительно на передний привод. У каждого мотора — свой тип трансмиссии, и они замечательно дополняют друг друга.

При этом литиево-ионная батарея размещена между пассажирскими сиденьями и помогает машине сохранять развесовку по осям, близкую к идеальной. Крыша и некоторые другие части корпуса выполнены из сверхпрочного прозрачного пластика, а кузов усилен карбоновым волокном. Совокупный крутящий момент в 550 Нм без труда выталкивает легкое (карбон-пластик-алюминий…) купе в бесконечную даль Матрицы, построенной по лекалам BMW, и позволяет достичь 100 км/ч уже через 4.8 секунд. Неплохо для автомобиля с тремя цилиндрами, да?

Если прочесть название концептуального купе по‑английски, то звучать оно будет примерно как «Я — восьмой». Это где‑то посередине между «Я робот» и «Я четвертый» — фантастично, технологично и одинаково увлекательно. Совершенно очевидно, i8 ориентировано прежде всего на молодую аудиторию, ценящую современные мультимедийные гаджеты, дизайн в стиле хай-тек и такую опцию, как возможность зарядить батарею от бытовой розетки.

Подводя итоги, как не вспомнить Александра нашего Сергеевича: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Такие разные автомобили от BMW, и оба, очевидно, настоящие шедевры дизайнерского и инженерного искусства. Какой выбрали бы вы, если позабыть о стоимости порядка 200—300 тыс. долларов? Скажу по секрету: я взял бы оба.

Автор: Павел Веселовский.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >