Левиафан. Зарисовка первая
В этом фильме я увидел сразу многое. Почти две недели не могу не возвращаться мысленно к увиденному. Меня поражает, как можно за такое короткое время успеть высветить столько узловых тем! И несмотря на весь негатив, лично я увидел просветы. Неслучайно древние говорили, что важно правильно ставить вопросы, а этот фильм ставит такие вопросы. Кому ставить, спрашивается? Именно нам, и нам их решать. Поэтому я решил сделать серию зарисовок, оттолкнувшись от сюжета картины.
Первое и важное - за нас этот фильм или против нас. Многое уже написано, выплеснуто, затронуто и обругано. Мое личное мнение - фильм за нас и для нас, а не «для врагов». Главный враг - это мы сами и наши мысли, которые придумывают внешние факторы для оправдания своих действий. В жизни я часто наблюдаю ситуацию, когда люди не способны признавать собственные ошибки. Доходит либо до смешного, либо до трагичного, но почти всегда получается абсурд. Мы и все вокруг очень умны, образованны и предприимчивы, однако попадаем в те же ловушки, что и древние, а иногда древние оказываются мудрее нас.
Фильм трагичен - этого не отнять. И большинство критиков именно в этом обвиняли создателей. Якобы после просмотра захватывает ощущение безнадежности. Но мне видится один важный недостаток зрителя. Он не вполне понимает, что за произведение перед ним представлено и какой это жанр. На мой взгляд,это фильм-притча, который образно передаёт наши же реалии. В притче не обязательно есть реальные ситуации и реальные лица, однако герои - это те люди, которые нас окружают. Так и в этом фильме не нужно пытаться найти реальных прототипов из нашего времени, но скорее задаться вопросом, о чём эта притча?
Если священник и левит в притче Христа прошли мимо побитого человека, это совсем не значит, что так бывает всегда. И если только самаритянин откликнулся и сделал благо, став ближним этому человеку, это не значит, что больше никто не способен на добро. В притче не столь важно, о ком конкретно говорится, а важно то, какой вопрос она поднимает. Притча о самаритянине поднимает вопрос любви, не знающей границ, и неспособность человека это вместить. В конце притчи Христос не говорит, что священник и левит погибнут, а самаритянин спасётся. Говорится о путях преодоления формализма в вере и жизни.
Сегодня очень любят вспоминать и цитировать Достоевского. Любят вспоминать его фразу о том, что красота спасет мир. Одно из важных произведений Фёдора Михайловича, откуда эта фраза и взята, заканчивается также трагично. Князь Мышкин снова заболевает и снова оказывается в кресле больного. Общество неспособно измениться и человек не способен его изменить. Причем Достоевский хотел вывести образ положительного героя, но во время написания что-то изменилось. Думаю, можно было написать красивую историю с хэппи-ендом a la «Настасья Филипповна вышла замуж за Льва Николаевича», но жизнь сложнее, чем мечты...
Продолжение следует (через неделю)...