Руководитель "Поезда здоровья" Геннадий Рощупкин: " Чем дальше мы заезжаем, тем больше востребована наша помощь"

Руководитель "Поезда здоровья" Геннадий Рощупкин: " Чем дальше мы заезжаем, тем больше востребована наша помощь"

Передвижной консультативно-диагностический центр святитель Лука, а попросту "Поезд здоровья" - один из немногих проектов в нашей стране, который был задуман, сделан и работает для людей. Для жителей многих отдаленных деревень это единственная возможность пройти медицинское обследование, попасть на прием к эндокринологу или кардиологу. Когда на сотни километров вокруг нет больницы, а из медиков только фельдшер, да и то в соседней деревне, "поезд здоровья" становится единственной надеждой. 13 ноября поликлинике на колесах в Красноярском крае исполнилось пять лет. Что сделано за это время, как работают врачи - об этом говорим с руководителем передвижного консультативно-диагностического центра Геннадием Рощупкиным.

Передвижной консультативно-диагностический центр святитель Лука, а попросту "поезд здоровья" - один из немногих проектов в нашей стране, который был задуман, сделан и работает для людей. Для жителей многих отдаленных деревень это единственная возможность пройти медицинское обследование, попасть на прием к эндокринологу или кардиологу. Когда на сотни километров вокруг нет больницы, а из медиков только фельдшер, да и то в соседней деревне, "поезд здоровья" становится единственной надеждой. 13 ноября поликлинике на колесах в Красноярском крае исполнилось пять лет. Что сделано за это время, как работают врачи - об этом говорим с руководителем передвижного консультативно-диагностического центра Геннадием Рощупкиным.

– Создание передвижных консультативно-диагностических центров - гуманитарный проект компании ОАО «Российские железные дороги». Медицинские поезда в России создаются с 1993 года. Красноярская «поликлиника на колесах» четвертая на сети железных дорог нашей страны, всего их пока пять. Первые три центра создавались исключительно из средств ОАО «РЖД» и обслуживали железнодорожников и членов их семей. Уникальность красноярского медицинского поезда в том, что – это первый совместный проект ОАО «РЖД» и субъекта федерации. Около 50 млн рублей было выделено Советом администрации Красноярского края на приобретение современного медицинского оборудования и более 100 млн рублей выделило ОАО «РЖД» на переоборудование пассажирских вагонов. Благодаря этому союзу Красноярский «поезд Здоровья» первый начал работать в системе обязательного медицинского страхования и соответственно вся медицинская помощь населению оказывается бесплатно. Для обслуживания в центре необходимо иметь лишь паспорт или свидетельство о рождении и полис обязательного медицинского страхования.

– Расскажите о том, как в Красноярске создавалась поликлиника на колесах

– Красноярский край – 13% от территории Российской Федерации, площадь субъекта занимает второе место, после Республики Саха (Якутия). Состояние здоровья населения в течении последнего десятилетия вызывает оправданную озабоченность не только специалистов, но и широкой общественности. В феврале 2007 на территории Красноярского края работал медицинский поезд с Дальневосточной железной дороги. Две недели он курсировал по станциям Красноярской магистрали. Это был пробный рейс, выяснялась потребность в медицинской помощи, выясняли какие именно специалисты нужны в районах края. Особое внимание уделялось медицинскому оборудованию для будущего красноярского «поезда Здоровья», которое должно быть современным, компактным и выдерживать вибрации при перевозке.

Наш центр был создан в рекордно короткие сроки - 1 марта 2007 года было подписано соглашение между Советом администрацией Красноярского края и ОАО «РЖД» о создании на Красноярской железной дороге Передвижного консультативно – диагностического центра (ПКДЦ) и уже 13 ноября того же года медицинский поезд отправился в первый рейс. Наш центр единственный из существующих создавался не на базовом электро-вагоноремонтном заводе в г. Воронеже, а на родном Красноярском ЭВРЗ. Благодаря этому была возможность несколько усовершенствовать проект, ускорить и проконтролировать ход выполнения работ.

Первоначально в составе поезда было 9 вагонов, сейчас 13. Были добавлены бытовые вагоны для проживания сотрудников, вагон «зал ожидания» и вагон – храм. Так что у нас в центре происходит врачевание не только телесное, но и духовное.
По предложению вице – президента ОАО «РЖД», доктора медицинских наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ О.Ю. Атькова медицинский поезд на Красноярской железной дороге был назван в честь выдающего хирурга Валентина Феликсовича Войно – Ясенецкого, архиепископа Луки, внесшего вклад не только в мировую гнойную хирургию но и в хирургическую школу Красноярска.

– Расскажите о своей команде, сколько врачей работают в передвижном центре?

– Сейчас вместе со мной – руководителем центра работают 17 врачей, 11 врачей консультантов и 6 врачей диагностических специализаций. Все являются штатными сотрудниками негосударственного учреждения здравоохранения «Дорожная больница на станции Красноярск ОАО «РЖД». Большая часть – постоянные сотрудники, часть – ездит «по кольцу», при необходимости привлекаем специалистов с краевых учреждений.
В нашем центре ведут прием следующие специалисты: стоматолог, педиатр, два терапевта, отоларинголог, офтальмолог, хирург, уролог, гинеколог, невролог и эндокринолог. Так же есть клинико-диагностическая лаборатория, эндоскопический кабинет, кабинет функциональной диагностики, нейрофизиологии, рентген кабинет.
Помимо врачей с нами в рейс отправляются проводники вагонов создающие уют и теплую атмосферу, бригада вагона ресторана готовая в любое время суток накормить домашней едой, электромеханик и дизелист, обеспечивающие круглосуточное бесперебойное электроснабжение, сотрудники ведомственной охраны, отвечающие за нашу безопасность. Всего медицинский поезд обслуживают более 70 человек, вместе мы – одна большая дружная команда.
Когда у меня спрашивают – какие специалисты новые появились за пять лет, отвечаю – пока никаких, изначально мы сформировали рациональный состав специалистов исходя от потребностей районов, где мы работаем.

– Сколько через вас прошло пациентов, сколько километров проехали?

– Километры не считали, с 13 ноября 2007 года наш поезд сделал 52 выезда. В год мы работаем на 55 станциях, всего за пять лет у нас было 264 рабочих стоянок. 83 тысячи 495 человек проконсультировано.

– Есть какие то отличительные особенности красноярского передвижного центра от других?

– Да конечно, у нас есть некоторые технические «ноу – хау», которыми к сожалению пока не могут похвастать наши коллеги с других дорог. Впервые в медицинском поезде спроектирована и установлена локальная компьютерная сеть, позволившая оптимизировать работу персонала и централизовать хранение данных. Установлена система IP - телефонии, позволившая помимо связи внутри поезда иметь выход в телефонную сеть Красноярской железной дороги и городскую сеть Красноярска. Любой врач может позвонить в Красноярск и получить консультацию. «Уникальная» нумерация позволяет сохранять телефонный номер на любой станции. С целью безопасности вся лечебная зона и проходы к ней оснащены системой видеонаблюдения. Также впервые в рентген – кабинете ПКДЦ размещено 3 цифровых рентгеновских аппарата, впервые установлен цифровой малодозовый маммограф.

– Передвижной «консультативно – диагностический центр» - такой вид медицинской помощи нужен в Красноярском крае?

– Целью создания таких центров было повышение качества оказания медицинской помощи в отдаленных и труднодоступных районах. Попросту мы призваны медицинскую помощь сделать более доступной для жителей края. Мы постоянно видим свою востребованность, особенно в отдаленных уголках. Есть такие станции, где от районной больницы более 120 километров и жители этих населенных пунктов ждут нас, знают наш график, и уже «караулят» на станциях. Для них очень удобно пройти обследование в ПКДЦ, сдать анализы, которые будут готовы через полтора часа, посетить диагностические кабинеты, получить консультацию специалиста и не нужно ехать десятки километров до районной больницы. Все быстро и бесплатно! Наш центр в день принимает до 150 пациентов, взрослых и детей. Конечно, не все понимают, что мы не можем абсолютно всех отправить на УЗИ или показать офтальмологу. Иногда бывают недопонимания, стараемся все объяснить, такая уж у нас работа. Изначально мы были ориентированы на то, что человек может пройти у нас комплексное обследование, получить заключение о состоянии здоровья, рекомендации по лечению. При необходимости пациент получает направление в лечебное учреждение для дообследования или стационарного лечения.

По Вашим наблюдениям, какая патология преобладает у жителей районов? Где более востребован «поезд здоровья»?

– Много патологии органов дыхания, лор- органов, заболеваний сердечно – сосудистой системы, новообразований щитовидной и молочной желез, эндокринной патологии. Конечно, жители периферии менее обследованы и именно среди них выявляется больше врожденных пороков сердца, запущенных формы заболеваний. Каждую поездку мы выявляем случаи заболевания туберкулезом, онкопатологию.
По длине очереди у кабинета врача мы можем понять, какого именно специалиста не хватает в местной ЦРБ. Чем дальше заезжаем, тем больше мы востребованы. Дефицит медицинских кадров – это проблема не только нашего региона, но и всей страны.
За год поезд совершает 10 поездок, за эти рабочие месяцы мы охватываем всю территорию Красноярской магистрали в границах нашего региона. Нас часто спрашивают – зачем вы работаете в городах края, где есть крупные ЦРБ. Но мы являемся совместным проектом, и в равной степени посещаем всю территорию.
У городских пациентов востребованы узкие специалисты – эндокринолог, неврологи, ультразвуковые исследования, т.к. в городе очередь на месяц вперед. Что касается сельских пациентов, они рады всей медицинской помощи, которая приехала прямо к ним на станцию, поскольку до ЦРБ десятки километров. Но, пожалуй, самыми востребованными остаются кабинеты стоматолога, ультразвуковой и функциональной диагностики.

– Бывают такие случаи, когда Вы работаете на станции, а пришло всего человек пять и все? Какой вообще режим работы у центра?

– Нет, у нас такого не бывает. За все 5 лет работы «поезда здоровья» явки ниже 60 человек в день даже не помню! Вообще, мы стараемся рационально планировать работу на станциях. Медицинский поезд работает на основании графика, который согласовывается начальником Красноярской железной дороги и министром здравоохранения Красноярского края. Каждый месяц на территории, где запланирована работа центра, рассылаются информационные письма для подготовительных мероприятий и оповещения населения. Из Красноярска состав отправляется в дальнюю точку маршрута и, совершая, 5-6 рабочих остановок на станциях движется обратно к краевому центру. Длительность работы на станциях от 1 до 4 дней, в зависимости от технической возможности, количества жителей, развития инфраструктуры. Есть станции маленькие, где жителей не больше сотни, но там очень удобная транспортная развязка и выгодное географическое положение. Удлиняем работу на таких станциях и жителей тех районов, где нет железнодорожного сообщения, желающих пройти обследование организовано подвозят автобусами.
Все переезды у нас ночные. Специалисты работают с 8.30 утра до 18.00 вечера. Оформление в регистратуре с 8.00 до 16.00. Рабочая командировка ровно две недели. Потом две недели отдыха и снова в поездку. За год центр совершает 10 выездов. В июле и августе у сотрудников ПКДЦ долгожданный отпуск и деповской ремонт у вагонов. Можно сказать как в школе, с сентября по июнь.

– Ваши врачи постоянно в командировках, как семьи относятся к такой работе?

– По-разному, разлука всегда вызывает печаль. Большинство сотрудников, конечно люди семейные и достойно несут тяготы разлуки. Режим работы у нас достаточно напряженный, получается почти полгода мы в дороге. Зато не описать радость встречи… Последний день командировки у всей бригады особенно хорошее настроение.
Повышенный комфорт в вагонах для проживания хоть частично сглаживает тоску, у нас достойные условия, за что отдельное спасибо руководству Красноярской железной дороги.
За пять лет у нас уже сформировался костяк команды, естественное движение кадров. По началу романтика, после понимаешь, что работа на поезде - тяжелый труд. Режим работы достаточной напряженный, но наша команда уже к этому привыкла. Трудовая деятельность в поезде здоровья не просто работа – это образ жизни!

– Как вас встречают в глубинке, как благодарят? Есть особенные случаи?

– В основном словами благодарят, пожеланиями здоровья и удачи сотрудникам центра. Имеется у нас книга отзывов и предложений. Одну исписали, второй том начали. Некоторые угощают огурцами солеными… От чистого сердца приносят, благодарят.
Много слов благодарностей звучит в адрес создателей центра, пожелания его регулярной работы на территории края.
Был у нас один уникальный случай. На одной из станций к нам пришла пациентка 68 лет, худощавая бабушка с огромным животом. Она пришла с беременной внучкой, так вот живот у бабушки был больше. Мы провели полное обследование пациента, а после благодаря имеющемуся оборудованию для проведения видеоконференцсвязи провели сеанс телемедицинского консультирования с коллегами из Дорожной клинической больницы на станции Красноярска. Пациентке рекомендовали выполнить компьютерную и магнитно-резонансную томографию. Финансовой возможности сделать эти исследования быстро у женщины не было, да и родных в городе нет. Кто то из наших врачей решил вопрос с местом для ночлега, кто то договаривался с коллегами по прошлой работе о бесплатном обследовании. Определили, что у пациентки огромное новообразование органах малого таза, показано оперативное лечение. Онкологи разводили руками, инокурабельный случай. Бригадой хирургов в Дорожной больнице пациентке выполнена успешная операция, удалена доброкачественная опухоль весом более 10 кг.
За время обследования и лечения коллектив «поезда здоровья» настолько к привязался к ней, теперь это для нас особенный пациент. В ее судьбе участвовали многие наши коллеги из центра, но особенно врач функциональной диагностики Галина Александровна Черныш. Профессионал с большой буквы, благородный человек. Сейчас, когда мы приезжаем на эту станцию, эта пациентка приходит каждый раз, и каждый раз слова благодарности, слезы… Словами это не описать.

– Как люди живут в глубинке?

– У нас огромный край и контраст территорий ощутим. Одни населенные пункты при станциях брошенные, действующих предприятий нет, только железная дорога, совхозы не работают и год от года там все хуже и хуже. Мы эту динамику замечаем незамыленным взглядом. А есть станции, где жизнь кипит, несмотря на то, что они за сотни километров от Красноярска, и выглядят они по-другому, и настроение у людей хорошее, эмоции положительные.

– Вы ощущаете свою востребованность?

– Пять лет интенсивной работы показали востребованность этого проекта. Я бы даже сказал жизненную необходимость. Пятилетние соглашение между администрацией Красноярского края и ОАО «РЖД» по работе медицинского поезда решено продлить, документ на стадии согласования. С этого года началась реализация программы по замене медицинского оборудования в нашем центре рассчитанная на 5 лет. Мы уже получили аппарат для обработки эндоскопов и современный электроэнцефалограф. До конца текущего года планируем обновить всю оргтехнику и современную эндоскопическую систему для фиброгастроскопии.

– Как будете отмечать юбилей?

– Юбилей будем отмечать в дороге, 13 ноября мы будем работать на одной из станций Манского района – очередной рейс, трудовые будни.
На станцию Сорокино приезжал губернатор, начальник дороги, министр здравоохранения. Поздравили нас, мы показал центр, все остались довольны!

Автор Наталья Жабыко

Источник Сибирский медицинский портал

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >