«Нам медиков хватает, не хватает самой медицины»

Главная Общество
Красноярск
09:11 14 Мая 2012
версия для печати Ico_print

В.Т. Волков, Г.И. Цыров, Н.Н. Волкова, В.И. Кустов

Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

 

История медицины убедительно доказывает, что медицина всегда притягивала в свою область лиц, наделенных особыми природными данными, готовых к подвижничеству, состраданию, как это особенно отчетливо проявляется в религии, христианской морали и духовности. Генетически современная светская медицина тесно связана своими корнями с религиозным движением и духовными традициями русской медицины, христианскими заповедями милосердия, сострадания и любви к ближнему.

 

Образ человека как совокупность не только функционирующих органов и систем, но и социальных отношений, как уникальной личности удел не только философии, но и медицины, несмотря на то, что она является областью прикладных наук. Хотя с этим не был согласен великий Гиппократ, утверждая: «Зачем искать философию – она в медицине, зачем искать мудрость – она в медицине».

 

Определяющим звеном совокупности отношений к больному со стороны медицины является психология, которая вобрала в себя конкретные механизмы и тончайшие закономерности жизнедеятельности той части человеческого бытия, которую постулирует философия и с которой имеет дело медицинская практика. Подобные сопоставления помогают поиску путей реального сближения медицины и психологии, а также указывают возможности построения медицинской практики с учетом не только психологических и физиологических, но и духовных закономерностей человеческой жизни.

 

Игнорирование психологических проблем и личности больного наиболее наглядно прослеживается в конструкции клинического врачебного диагноза, в котором находит отражение лишь соматический компонент диагноза и отсутствует его психологический компонент с выделением синдромов психологического уровня. Подобного рода построение клинического диагноза не соответствует диагнозу по Балинту, а проводимая терапия без участия психолога и психотерапевта, как и конструкция диагноза, является парциальной и не отражает внутренней картины заболеваний, психологических проблем пациента, которые необходимо четко сформулировать и по мере возможности устранить или смягчить. Это относится к дефектам врачебного диагноза и клиническому мышлению врача, особенно это касается таких классических психосоматических заболеваний, как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенный колит, и других.

 

Вернемся к затронутой проблеме милосердия, которое отсутствует во врачебном диагнозе, как и выяснение проблем пациента, в том числе психологического, социального и духовного уровня. При этом следует добавить, что помимо естественно-научной и гуманитарной, общеметодологической парадигм, используемых в медицине и врачевании, следует выделить еще одну парадигму – эсхоластическую, согласно которой человек воспринимается как духовное существо (Братусь Б.С., 1994). Эта парадигма является новой, только зарождающейся в отечественной психологии. Однако она имеет удивительную историю.

 

Рассмотрим эту и предыдущие проблемы в историческом плане. В греческой медицине V-VI вв. до н.э. можно видеть две основные линии в медицине античного периода – ориентацию на излечение болезни, устранение нарушений функционирования организма, с одной стороны, и исцеление человека в воссоздании нарушенных болезнью отношений с миром – с другой. Этим направлениям соответствовали традиции Книдской и Косской (Гиппократовой) школ.

 

Дальнейшую судьбу этих ориентаций можно проследить в истории русской медицины. Становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих было неразрывно связано с проникновением в быт и нравы людей христианства. С X века начиная с момента крещения Руси, врачевание находилось под непосредственным покровительством Церкви. Великий князь Владимир в своем уставе (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «ленцов» (врачей) – людьми церковными. Насколько в представлении людей христианские заповеди милосердия, сострадания, любви к ближнему связывались с попечением о болящих (равно как и заботе о вдовах, стариках, сиротах), видно из того, что князь Владимир, крестившись, строил церкви, больницы, богадельни, странноприимные дома, как свидетельствуют летописи, велел разыскивать по городу и доставлять на дом пропитание.

 

Первыми благотворительными учреждениями в России вплоть до XVIII века одновременно и обителями врачевания были монастыри. Врачевание в них было бесплатно и финансировалось государством, а представление о врачевании расценивалось как подвижнический долг монахов. Для тяжелых больных при монастырях строились специальные больницы, где монахи бесплатно ухаживали за пациентами.

 

В XI веке просвещенные монахи собирали и переводили греческие и византийские рукописи, пополняли их своим опытом и обучали врачеванию. Представители монастырской медицины являлись основными врачебными деятелями вплоть до XVI века, а основными больницами на Руси были госпитальные палаты – монастырские больницы, которые превращались в военные госпитали при осаде городов, карантинные больницы при эпидемиях.

 

Но существовала вместе с тем и светская медицина, мирская. Она вышла из Византии (X-XII вв.), бывшей тогда очагом знаний в области медицины. Светские врачи требовали плату за свою работу, но вместе с тем она была объединена единой христианской религией, единым идеалом – служением ближнему.

 

Во времена правления Ивана Грозного светская медицина не упоминается, и, как прежде, она была бесплатной. В дальнейшем, в XVIII-XIX вв. дело христианского призрения болящих вылилось в создание различных благотворительных учреждений – приютов, богаделен, общин милосердия, сердобольных вдов, а развитие светской медицины привело к возникновению самобытной русской врачебной школы.

 

Следует подчеркнуть, что медицина на Руси того времени строилась сообразно с православным видением человека, сущности и смысла болезни и врачевания, в которых доминировали вечные истинные добродетели христианской морали и заповеди милосердия, любви и сострадания к больным, сиротам, вдовам и старикам. Наиболее это проявилось в обителях милосердия – прообразах современного хосписа, где царили те же принципы и мораль по отношению к недугам человека, отображая суть христианского служения людям и высоконравственное отношение к больным как гуманной форме подвижничества, не сообразуясь с положением в обществе, в связи с чем обители часто возглавляли представители царской династии, знатные люди и попечители разного уровня.

 

В конце XVIII – начале XIX века в отечественной медицине наметились естественнонаучные принципы понимания врачевания и отношения к пациенту. Произошла смена живых христианских ценностей и идеалов, которые привели к нежелательной метаморфозе. Произошла утрата страдающего человека и замена его на организм с нарушенными функциями. Все большее оправдание получают опыты на людях, эксперименты на животных, отношение к больному человеку стало недопустимо упрощенным.

 

На фоне исчезновения понятия милосердия и других добродетелей христианской морали появляется мрачная фигура тургеневского Базарова, отрицавшего с изрядным цинизмом и нездоровым скепсисом моральные ценности и красоту. На таком фоне возникает земская медицина, послужившая на благо России своими лучшими достижениями (бесплатность, общедоступность, профилактическая направленность). Именно в ней со всей отчетливостью просматриваются те идеалы, которые мы в наши дни пытаемся воплотить в семейной практике. Как и в современных хосписах, мы находим философию забытых общин милосердия прошлого.

 

Существующая модель врачевания, подготовки врачей и их отношение к пациенту сводится лишь к устранению нарушения функции органов жизнедеятельности при заболеваниях. Идеальным отношением к больному является объективность и профессионализм. Главная цель работы понимается как излечение болезни (вылечить до конца), в больницах больные лечатся, а не живут.

 

Идеальное отношение больного к своей болезни, при котором он вписывается в существующую систему и совершенно доверяет врачу. Человеческое внимание к больному не считается необходимым, а личные отношения с пациентом могут, по мнению врачей, лишь затруднить работу и лечение.

 

Элементарный опрос врачей: как можно изменить образ пребывания больного в стационаре, не выходит за рамки привычной модели взгляда на эту проблему. У врачей нет понимания необходимости смены установки больницы и ее организации. Любой современный врач, даже если он признает необходимость иного отношения к больному, будет держаться логики существующей системы и модели мышления.

 

Складывается впечатление, что фигура Базарова отчетливо присутствует в существующей модели врачевания и отношения к пациенту. Идолопоклонство перед современной аппаратурой, снобизм и нигилизм по отношению к проблемам пациента и его личности пополняют современную медицину значительно возрастающей популяцией «имитаторов» медицины, а современный пациент, опутанный бесчисленными проводами среди бесчисленных экранов и дисплеев, а также участников многочисленного консилиума, совершенно теряет нить, связывающую его с лечащим врачом. Об этом с грустью сетовал Гиппократ: «Врачей у нас много, медицины нет, врачей по призванию много, по умению мало», а Моруа ностальгически вспоминал земского старенького врача с неизменной луковицей часов и участливым взглядом на больного.

 

Полное игнорирование специфической человеческой реальности в существующей системе врачевания ведет к ощущению одиночества, никчемности, заброшенности и унизительного состояния пациента с его проблемами, которые он не в состоянии разрешить без профессиональной помощи и участия со стороны медицинского персонала.

Писатель Стефан Цвейг проницательно отметил эту тенденцию современной медицины: «Научная медицина рассматривает больного с его болезнью как объект и отводит ему почти презрительную, абсолютно пассивную роль». Подобную оценку дает и Монтескье: «Нам медиков хватает, не хватает самой медицины».

 

Всеобщая индустриализация, узкая, как флюс, специализация врачей ведет к конвейерной системе, порождает недоверие к медицине и врачам. На этом фоне подготовка нового класса руководящих кадров в медицине – академических сестер, всесторонне подготовленных в вопросах психологии, медицины, менеджмента, рыночной экономики, которые уделяют внимание проблемам пациента, его уникальной личности и запросам, внушает особый оптимизм и надежду на возвращение вечных ценностей и гуманных традиций медицины не как ремесла, а как науки и искусства.

 

 

«Нам медиков хватает, не хватает самой медицины»

Искусство врачевания в Античном мире.

 

«Нам медиков хватает, не хватает самой медицины»

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э.

 

«Нам медиков хватает, не хватает самой медицины»

Монастырская больница Миниатюра из рукописи "Житие Антония Сийского". 1648 г.

 

«Нам медиков хватает, не хватает самой медицины»

Автор не указан. "Показательная операция в клинике Пирогова".

 

«Нам медиков хватает, не хватает самой медицины»
На эту тему
Канал Sibnovosti.ru в Telegram Подпишись на Sibnovosti.ru в Telegram и будь в курсе событий
Новости Красноярска: Красноярцы напишут Географический диктант

Красноярцы напишут Географический диктант

27 Ноября 2020 г.
Акция пройдет 29 ноября
Новости Красноярска: В 2020 году приютах остались только 38 агрессивных собак

В 2020 году приютах остались только 38 агрессивных собак

27 Ноября 2020 г.
Всего отловили более 2 тысяч бездомных псов
Новости Красноярска: Олег Дерипаска может построить дом Агафье Лыковой

Олег Дерипаска может построить дом Агафье Лыковой

27 Ноября 2020 г.
Об этом рассказал директор заповедника «Хакасский»
Новости Красноярска: Дизельное топливо Ачинского НПЗ вошло в первую сотню «Лучших товаров России-2020»

Дизельное топливо Ачинского НПЗ вошло в первую сотню «Лучших товаров России-2020»

27 Ноября 2020 г.
Продукция АНПЗ снова вошла в число победителей
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Красноярска: В Красноярске второй раз за зиму введен режим НМУ

В Красноярске второй раз за зиму введен режим НМУ

27 Ноября 2020 г.
Пока на трое суток – до 30 ноября
Новости Красноярска: В подвале жилого дома нашли человеческие кости

В подвале жилого дома нашли человеческие кости

27 Ноября 2020 г.
Страшную находку обнаружили коммунальщики
Новости Красноярска: Еще 24 человека скончались от коронавируса в Красноярском крае

Еще 24 человека скончались от коронавируса в Красноярском крае

27 Ноября 2020 г.
Всего зафиксировано 336 новых случаев заболевания
Rss_45