Минивэны: семейные ценности в компакте.

Минивэны: семейные ценности в компакте.

Создатели «вагонов на колесах» стремятся сделать семейный автомобиль более динамичным, комфортным и универсальным. Правда, на рост продаж минивэнов больше влияет увеличение многодетных семей.

Создатели «вагонов на колесах» стремятся сделать семейный автомобиль более динамичным, комфортным и универсальным. Правда, на рост продаж минивэнов больше влияет увеличение многодетных семей.

Понятие «автомобиля для всей семьи», в России определялось вовсе не классом, габаритом и комфортом. Являясь четырехколесным другом в единственном числе, машина автоматически получала статус «семейного авто». Это могли быть «Жигули», «Запорожец» или «Тойота Корса». Если жене удавалось убедить мужа, то покупали «универсал». Но сегмент минивэнов оставался долгое время не востребованным в стране. Ситуация начала меняться с покупкой второй машины. Альтернатива расширила сегмент и впустила линейку минивэнов. А к этому времени «вагончики на колесах» уже имели самые высокие продажи за рубежом.

Как и в России, заграницей популярным семейным авто долгое время считался именно «универсал». Эта ситуация длилась до 80-х годов, пока Chrysler в 1984 году не выпустила Dodge Caravan и Plymouth Voyager. Спустя 14 лет, в 1998 году АвтоВАЗ выпустил свой первый минивэн ВАЗ 2120 «Надежда». Полноприводный российский «семейник» с карбюраторным двигателем и понижающей передачей, по мнению большинства экспертов, имел справедливое название. Но надежды не оправдались, в отличие от западных аналогов. ВАЗ 2120 не стал массовым семейным авто. В то же время в США (в 2000 году) минивэны достигли своего пика популярности. Объемы продаж составили почти 1400 000 штук. Затем популярность пошла на спад из-за снижения рождаемости и новой моды. Американцы выбрали внедорожники.

Забавно, что россияне тоже выбрали внедорожники, минуя этап минивэнов в 2003-2004 годах. Хотя справедливости ради нужно признать, что этот сегмент не был представлен достаточно хорошо в то время россиянам. И вот в 2005-2006 годах популярность минивэнов в России начала расти. Правда, покупали наши автолюбители больше подержанные машины, привезенные из Японии. Этот восточный рынок до сих пор остается востребованным и популярным из-за доступных цен.

«Детский» подход

Улучшение демографической ситуации привело к появлению двух и более детей в семье. И в 2007 году чуть больше стали продаваться минивэны у официальных дилеров. Но говорить о буме продаж пока не приходиться. Рынок подержанных «японских» машин все еще остается лидером. Тем не менее, официальные представительства зарубежных концернов в России начали активно позиционировать на отечественном рынке минивэны. Компания Форд представила сразу несколько моделей из этой линейки. Классическим представителем стал Ford Galaxy. Полноценный минивэн с просторным салоном для 7 человек. Машина полностью ориентирована именно на семейные путешествия. В мини-доме есть масса карманов для всех мелочей, индивидуальные кресла, включая задние ряды и доопции для развлекательных систем. При очевидных плюсах, Galaxy не стал лидером продаж этого сегмента. Автолюбители выбрали более компактный минивэн S-Max. Он отвечает модным веянием своей спортивной аэродинамикой в отличие от классического стиля Galaxy. По словам представителя дилерской сети Форд, на выбор российских автолюбителей огромное влияние оказывает мода, стиль и имидж в глазах окружающих. Даже если речь идет о таких классических ценностях, как семья. Galaxy и S-Max яркий тому пример. Если первый проигрывает по экстерьеру второму, то комфорт и интерьер Galaxy на голову выше спортивного Max’а. Но семья делает упор на внешний лоск вкупе с динамикой машины, оставляя на втором плане собственный комфорт. Даже третий представитель этого класса 5-и местный C-Max покупают лучше, чем Galaxy.

Понимая влияние моды, компания Тойота не стала расширять сегмент минивэнов на российском рынке, сконцентрировав все внимание на одном спортивном и динамичном компакт минивэне Verso. Несмотря на то, что японский «вагончик» имеет классические 7 мест, в его недрах не хватает простора академичного минивэна. Дилеры Тойоты признают, что ажиотажа или высокого спроса на этот автомобиль не наблюдается. А некоторые официальные дилеры даже не имеют этой модели в шоу-румах, работая с клиентами под заказ.

Более широко представили класс семейного авто производители Рено. Здесь российскому потребителю показан очень широкий выбор. Чего только стоят «профессиональные» минивэны: Renault Espace и Kangoo Passenger. Для поклонников современного спортивного стиля есть место в Grand Scenic. Но, отвечая на вопрос – «Чего стоят профессиональные минивэны», понимаешь, что стоят они больше собственного спроса. Так Renault Espace обойдется семье в более чем миллион рублей. Так что и здесь бесспорным лидером остается Grand Scenic – современный, стильный и недорогой.

Вслед за американцами

У остальных автоконцернов в России ситуация схожая, поэтому нет смысла заострять внимание на каждом производители. Интересней было бы узнать, куда уходят потенциальные покупатели дорогих минивэнов. А главное – почему? Ответ на вопрос - куда уходят, можно получить взглянув на улицы. По засилию внедорожников мы скоро обгоним американцев. И если американцы меняют «семейные вагончики» на большие машины не только ради престижа, но и безопасности, то наши автолюбители отдают предпочтение высокой подвеске из-за плохих дорог. При этом переплатить 3-4 тысячи долларов за кроссовер вместо минивэна у нас не считается преступлением против семейного бюджета, в отличие от американцев. Но говорить о массовом переходе на внедорожники, пусть и паркетные, еще рано. Основная доля автолюбителей не может себе позволить внедорожник, поэтому часто выбор падает на минивэн. В отличие от седана, семейное авто имеет более надежную ходовую базу, зачастую сохраняя ту же аэродинамичность. А некоторые модели заряжают мощными движками. Яркий пример — Opel Zafira, который имеет 200 сильным турбонадувным двигателем и спортивной подвеской. Схожая картина и у Honda FR-V. Впрочем, кто бы сомневался в наличии спортивной подвески для этой марки. А вот экстерьер потерял спортивный стиль из-за почти вертикальных бортов и расширения базы. Радует что на динамике это отразилось не сильно и даже с двигателем 150 лошадиных сил, «семейный вагон» очень прыткий на дорогах.

Бронепоезд для семьи

Это следующее, что хотят получить родители после комфорта. А именно защиту детей при столкновении. Казалось бы, меры безопасности должны быть у любого минивэна на высоте, но краш-тесты EuroNCAP показали все болевые точки проверяемых моделей.

Традиционно пассивная безопасность при краш-тестах оценивается по результатам фронтального и бокового столкновений. При боковом ударе минивэны, в которых пассажиры сидят намного выше, нежели в легковых автомобилях, имеют существенное преимущество. Так что степень безопасности, всех испытанных автомобилей в ходе бокового теста не опускалась ниже 89%. А вот при фронтальном столкновении, особенности полукапотной компоновки минивэнов могут сыграть с водителем и передним пассажиром злую шутку. Масса «семейного вагона» часто превышает полторы тонны, а передок, при деформации поглощающий энергию столкновения, у минивэнов относительно короткий.

И здесь одним конструкторам удается обеспечить высокую степень пассивной безопасности минивэна при фронтальном столкновении (Renault Espace, Toyota Verso), а другим нет. Американские инженеры, проектировавшие Opel Sintra (21% безопасности при фронтальном ударе) и ChryslerHistory-of-Chrysler Sep-07 Voyager (0% безопасности), наверняка уделяли краш-тестам слишком мало внимания. При боковом краш-тесте Renault Espace, единственное нарекание было вызвано самопроизвольно открывшейся водительской дверью. При фронтальном ударе замечаний было больше. Оценка снижена до 67%, в основном, из-за возможных контактов ног водителя с деталями под рулевой колонкой. Зато кузов и системы безопасности сработали отлично - деформация обитаемого отсека и перемещение рулевой колонки внутрь салона были невелики, водительская дверь после испытания открылась без проблем, а подушки и ремни безопасности хорошо защитили водителя и переднего пассажира от опасных нагрузок. Toyota вновь подтвердила, что не без оснований претендует на звание лидера в области пассивной безопасности среди японских производителей – минивэн Picnic лишь немного уступил победителю этой серии краш-тестов. При фронтальном ударе деформация кузова была невелика, подушки и ремни сработали безупречно.

Новейший Mitsubishi Space Wagon, несмотря на выгодную с точки зрения пассивной безопасности компоновку с относительно длинным капотом, при фронтальном краш-тесте спасовал. Кузов оказался слабоват - стойка лобового стекла ушла назад на 13 см, водительская дверь не выдержала нагрузки и сложилась в проеме, а сварные швы на полу кузова разошлись в нескольких местах. Рулевая колонка сместилась назад на 10 см, произошел контакт головы манекена-водителя с только раскрывающейся подушкой безопасности, и голова, шея и особенно грудь манекена подверглись довольно высоким нагрузкам. Не миновала опасность травмы груди и манекена-пассажира.

Кстати, при осмотре автомобиля после испытания эксперты не обнаружили сколько-нибудь заметного эффекта от срабатывания преднатяжителей обоих передних ремней безопасности, которые и призваны снижать нагрузку на грудь. При боковом краш-тесте был зафиксирован неопасный контакт головы манекена с не разбившимся дверным стеклом, а на незначительное снижение оценки повлияла только увеличенная нагрузка на нижнюю часть туловища манекена.

Несмотря на то, что картина деформации кузова минивэна Chrysler Voyager при фронтальном краш-тесте выглядит не столь драматично, как в случае с его соплеменником от General Motors, манекен-водитель здесь пострадал еще сильнее. В процессе деформации передка рулевая колонка с выстреливающей подушкой безопасности отправилась аккурат навстречу голове, и бедняга получил сильный удар в лицо и шею. Не защищены и ноги - в районе ступней лопнули сварные швы пола, колени ударились о неприкрытые детали в районе рулевой колонки, а датчик в левой "берцовой кости" зафиксировал очень сильную нагрузку. Тяжело пришлось и манекену-пассажиру, который испытал сильное давление от лямки ремня. Оценка экспертов - 0% безопасности! При боковом краш-тесте ситуация была куда лучше, но 89% - тоже самый низкий уровень безопасности в группе.

Дорога к «мини»

Говоря о роли минивэна для российского автолюбителя, даже не хочется обращать внимания на то, что многие не делают существенного различия между хэтч-бэком и «мини-вагоном». Не хочется обращать внимание на спрос-противовес кроссоверов и более активную продажу подержанных «японок» из Владивостока вместо новых машин из салона. Потому, что время минивэнов на самом деле еще впереди. Пик популярности, способный конкурировать с универсалами и внедорожниками придет с появлением третьего ребенка в семье. Ведь, по сути, на многочисленную семью и рассчитан этот автомобиль. Тогда дилерам не придется делать скидки на эту линейку. Так что наш «семейный вагончик» как раз находится на линии разгона. А современные дизайнерские линии и мощная динамика позволяют верить в успех компактных семейных ценностей.

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >