«Только взрослые могут остановить травлю»: Красноярский психолог ответил на главные вопросы о буллинге в школе

«Только взрослые могут остановить травлю»: Красноярский психолог ответил на главные вопросы о буллинге в школе
Школа Фото: © Р. Рыбаков

Проблема буллинга существовала во все времена. Достаточно вспомнить фильм «Чучело», чтобы понять – травля ребенка в детском коллективе, явление в нашей жизни не новое. К сожалению, родители и учителя зачастую воспринимают буллинг, просто как детскую шалость, и до последнего закрывают глаза на проблему. Но психологи уверены: такая позиция взрослых – недопустима.

О том, как остановить травлю в школах, как распознать, что ребенок стал жертвой агрессии со стороны сверстников, и что нужно делать в таких случаях взрослым, корреспонденту Sibnovosti.ru рассказал педагог-психолог, директор центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» Дмитрий Юрков в рамках нашего проекта "Азбука детской безопасности от Sibnovosti.ru"

Дмитрий Владимирович, одной из главных проблем школьного возраста является буллинг. Кто находится в группе риска?

В группе риска находятся дети, которые пребывают в позиции антилидера. У них есть определённые психологические особенности, которые связаны с преобладанием «контрафобии» (обострённое чувство страха у ребёнка). Такие дети проявляют контрафобную агрессию, когда они агрессируют от страха. Это проявляется в том, что вначале он кого-нибудь дёргает, суетится, начинает вставать и ходить по классу во время урока.

Так, например, буллинг может начинаться уже с 1-го класса, когда ребёнок выпадает из каких-то общепринятых норм. К примеру, ребёнок неусидчив, и он начинает ходить по классу. Многие списывают это на неврологические проявления синдрома дефицита внимания или невоспитанность. Но на самом деле у ребёнка нарушена зона безопасности. Когда у него сформированы границы безопасности, и он знает, что пока рядом с ним значимый взрослый (дома – члены семьи, в школе – классный руководитель), то тогда он может не переживать и думать, что с ним ничего не произойдёт, и он спокоен.

В некоторых случаях педагоги не могут вычислить такого ребёнка и успокоить его, так как впоследствии он начинает проявлять различную активность. В результате, к огромному сожалению, часто происходит так, что учитель начинает негативно оценивать поведение ученика и считать, что с ним что-то не так и он неадекватен.
Дети, свою очередь, в первом классе просто фиксируют, что с их одноклассником что-то не так и он какой-то странный. Зачастую с «лёгкой руки» именно учителя и начинается буллинг.

К какому возрасту ситуация с буллингом обостряется сильнее всего?

Ситуация обостряется в 5-6 классе. Она достигает пика, когда у детей нарастает агрессия, а она нарастает, когда родители ведут себя агрессивно. В итоге, детям нужно её выплеснуть и, если у них нет способов избавиться от накопившихся эмоций через спорт или другие кружки, то они начинают вымещать агрессию в классе.

В результате вымещается всё именно на том ребёнке, который ещё в начальной школе был, скажем так, странным. К тому же, дети чувствуют слабину у ребёнка, моментально вычисляют такого сверстника и запускается механизм, когда антилидер становится приёмником этой агрессии. И если это не пресечь, то начнётся травля ребёнка.

Из-за чего ещё может начаться травля в школе?

Причиной буллинга может стать ситуация, при которой ребёнок вступает в конфликт с лидером, который после этого попытается «слить». И если в классе только один лидер, то он может легко уничтожить любого человека, который ему неугоден. Поэтому классные руководители, школьные психологи и социальные службы должны следить за количеством лидеров в классе. Идеально, когда в классе есть 5 лидеров, тогда волна агрессии будет дробиться.

Что может запустить травлю в отношении ребенка?

Среди факторов, способных запустить агрессию: внешность, одежда, социальный статус, расовый признак и черты характера. Проблема буллинга является острой, однако среди детей не принято говорить об этом и жаловаться, они держат всё в себе. Также существует проблема кибербуллинга, которая выражается в изолировании в соцсетях, блокировки в группах и проблема может быть не столь заметна. Уже на протяжении пяти лет активно проявляется кибербуллинг, который может быть выражен в завуалированной форме.

Как взрослому понять, что ребёнок стал жертвой буллинга?

Правильно распознать буллинг можно несколькими способами: если меняется поведение ребёнка и он может проявлять агрессию дома, внезапные перепады настроения, нарушение сна и пищевого поведения, замкнутость, малообщительность, в некоторых случаях может даже дойти до потребления алкоголя, снижение успеваемости, отсутствие друзей. В большинстве случаев меняется рисунок поведения. Связь с группой и коллективом является одним из ключевых маркеров благополучия ребёнка. Если у ребёнка отсутствуют социальные связи со сверстниками, родителями и он не посещает какие-либо кружки, то он находится в риске и необходимо бить тревогу.

Если ребёнок стал объектом травли, то что необходимо сделать родителям, чтобы разрешить ситуацию?

На самом деле, буллинг можно очень быстро пресечь. Необходимо организовать собрание, пригласить родителей и прямо называть вещи своими именами, прямо сказав, что происходит травля ребёнка. Когда директор и администрация школы официально признают, что происходит травля, тогда ситуация меняется. По опыту могу сказать, что если расставить акценты, то достаточно одного действия, и всё прекратится. Даже от того, что мы называем вещи своими именами – уже огромный эффект. При этом парадокс заключается в том, что очень часто родители пытаются убрать из класса именно жертву буллинга, тем самым решив проблему. Родители не хотят видеть, что их ребёнок, которого они считают нормальным, может быть агрессором.

Разбираясь в ситуации, когда мы сталкиваемся с агрессором, необходимо не оценивать его действия, а разобраться в его поступке и работать с последствиями. Также необходимо установить причинно-следственные связи для того, чтобы понять, почему ребёнок стал агрессором.

Бывают случаи, что агрессором становятся дети, у которых, как правило, дома нарушены границы безопасности. Выявляется множество нарушений в личном пространстве и эмоциональных связях, которые зачастую являются формальными и отчуждёнными.

В таком случае, стоит ли родителям забирать детей из школы или класса, которые стали жертвами травли?

Я считаю, что необходимо решить проблему, а не уходить от неё. Дело в том, что у каждого ребёнка есть свои психологические особенности. Необходимо распредметить класс и проблему, и бороться не с классом, а с самой проблемой. И если мы не найдём причину, то в другом коллективе может всё повториться.

Психологи работают с жертвой, агрессором и классом, показывая, что агрессор и жертва могут поменяться ролями. И пока мы находимся в парадигме «жертва – агрессор» всегда так будет, поэтому необходимо выйти за рамки этой модели.

Оценивать «плохой – злой», в моём понимании, это тупиковая ветвь. Есть ситуация, в которой оказались все участники, поэтому необходимо разобраться, как и почему это. Эти вопросы являются философскими и на них не всегда пытаются ответить, ведь это сложная тема. Однако я понимаю, что современный мир не движется в сторону упрощения, а движется в сторону усложнения.

Необходимо стремиться к осознанию того, что не люди являются проблемой, а сама ситуация. К сожалению, это не всегда срабатывает.

СТАТЬИ >

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

С помощью Госуслуг можно вести диалог с властью

В Красноярском крае

С помощью Госуслуг можно вести диалог с властью

Жителям края доступен диалог с представителями власти через платформу обратной связи – сервис «Госуслуги Решаем вместе».