Пути развития

Пути развития

Свое первое интервью в новой должности начальника Красноярской железной дороги Алексей Туманин дал информационному порталу Sibnovosti.ru

Как добиться того, чтобы даже в условиях пандемии железнодорожный транспорт работал устойчиво, реализовывались инвестиционные проекты, строились новые пути, внедрялись цифровые сервисы и инновации, – об этом беседуем с начальником Красноярской железной дороги Алексеем Туманиным.

Алексей Сергеевич Туманин, начальник Красноярской железной дороги.

  • Год рождения – 1978.
  • В 2000 году окончил Сибирский государственный университет путей сообщения.
  • Трудовой путь начал составителем поездов станции Красноярск-Восточный.
  • Работал: начальником станции Красноярск, начальником диспетчерского центра управления перевозками, руководителем службы движения.
  • С 2014 года по 2016 годы был первым заместителем главного ревизора по безопасности движения поездов Красноярской железной дороги, с 2016 года по 2018 – заместителем начальника дороги по территориальному управлению. В 2018 году занял пост первого заместителя начальника Красноярской железной дороги.
  • С июня 2021 года – начальник Красноярской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

Алексей Сергеевич, первое полугодие пролетело очень быстро, при этом выдалось не простым для всех. Мы продолжили жить и работать в условиях пандемии. Что с вашей точки зрения в этой ситуации стало приоритетом для КрасЖД?

– От железной дороги зависит очень многое. Достаточно сказать, что в Красноярском крае и Хакасии более 80% перевозок осуществляется именно по Красноярской магистрали. В условиях новой «ковидной» реальности важно было защитить наших сотрудников, сделав все для того, чтобы дорога работала стабильно и эффективно.

Санитайзеры, маски, экраны, рециркуляторы, ежедневная профилактическая обработка помещений, – все это стало частью не только нашей жизни, но и нашей производственной культуры.

Кроме того, в РЖД внедрена Единая корпоративная система мгновенного обмена сообщениями, которая позволяет проводить совещания и встречи удаленно. Это важный элемент эпидемической безопасности.

Но главной мерой защиты от пандемии в первом полугодии для нас, конечно, стала вакцинация – она сохраняет жизни и здоровье не только наших сотрудников, но и наших клиентов, пассажиров: у нас целый блок специалистов контактирует напрямую с людьми,

Чтобы ускорить этот процесс, мы в своих ведомственных поликлиниках (а они есть в Красноярске, Ачинске, Иланском, Саянском, Ужуре, Уяре, Абакане) еще в январе оборудовали 9 прививочных пунктов.

А в начале июня открыли внебольничный пункт на Красноярском железнодорожном вокзале, – в нем можно получить прививку без предварительной записи. Сейчас этот пункт - один из самых востребованных и у красноярцев и у железнодорожников. Прием ведут специалисты нашей дорожной больницы. Работает он круглосуточно, экипируется вакциной, которая регулярно предоставляется Министерством здравоохранения Красноярского края. Ежедневно здесь прививается несколько сотен человек.

На сегодняшний день первым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции «Гам-КОВИД-Вак» («Спутник V») привито более 20 тысяч работников. Считаю, что это хороший показатель, около 70 % всего коллектива.

Насколько серьезно поменялись в этих условиях стандарты работы с пассажирами, грузоотправителями?

— Точно такой же подход у нас и к пользователям наших услуг: здоровье и безопасность на первом месте.

С марта прошлого года весь подвижной состав, электропоезда, вокзалы проходят регулярную дезинфекцию и санитарную обработку. На всех пассажирских объектах соблюдаются рекомендации Роспотребнадзора.

Кроме того, у нас налажено цифровое взаимодействие с партнерами – грузоотправителями. Онлайн-технологии активно внедряются в холдинге РЖД, создавая возможности для перевода всей работы по заказу, оформлению и оплате грузовых перевозок в дистанционный формат.

Так, по итогам первого полугодия доля электронного документооборота превысила на КрасЖД 96 %.

Такого высокого показателя удалось достичь благодаря доступности нашей системы электронной транспортной накладной (ЭТРАН – она предоставляется клиентам на безвозмездной основе), а также новому, внедряемому с прошлого года, сервису, который ориентирован на малый и средний бизнес — Личный кабинет клиента с мобильным приложением «РЖД ГРУЗ». Сейчас к системе ЭТРАН подключено 688 клиентов Красноярской железной дороги, а в приложении «РЖД ГРУЗ» зарегистрировано 440 предприятий.

Быстро развиваются дистанционные пассажирские сервисы — онлайн-покупка билетов, электронная регистрация, мобильное приложение «РЖД пассажирам».

Цифровизация позволяет нам не только эффективнее управлять всеми рабочими процессами, но и повышает эпидемическую безопасность за счёт минимизации личных контактов. А главное – это удобно и комфортно для наших пассажиров и клиентов.

Оценивая показатели грузоперевозок в первом полугодии, можете ли вы сказать, что дорога возвращается к допандемийному уровню?

— Можно сказать, что мы вернулись на траекторию роста. Это произошло на фоне определённой стабилизации, как в региональной экономике, так и в целом – на российском и мировом рынках.

В первой половине 2021 года рост погрузки у нас составил 6% относительно того же периода прошлого года. Со станций магистрали за это время отправлено
40 млн тонн местной продукции и сырья. При этом выросли перевозки как в адрес потребителей внутри страны (+7,5 %), так и на экспорт (+ 3,7 %).

Прежде всего, увеличились отправки угля. Это произошло благодаря наращиванию мощностей угольной промышленности Хакасии и Красноярского края и ориентации ее продукции на зарубежные рынки сбыта, где сейчас складывается благоприятная ценовая конъюнктура. В результате экспортная погрузка твердого топлива выросла на 11,7%. Кроме того, мы больше отгружали бурого угля в адрес предприятий ТЭК и ЖКХ регионов Восточной и Западной Сибири, где прошлая зима была холодной и снежной. Здесь увеличение по итогам шести месяцев почти на 14%.

Есть и другие направления, где наблюдается заметное оживление. У нас значительно, на 27%, выросли перевозки зерна. Это произошло под влиянием высокого спроса на сельхозпродукцию на внутреннем рынке. Помогли и государственные субсидии на железнодорожные перевозки зерновых культур.

О восстановления деловой активности в строительном секторе можно судить по объемам погрузки цемента, рост за полугодие почти на 6 %.

Повышенный спрос со стороны металлургических предприятий на вторичный металл способствовал увеличению погрузки металлолома на 23 %.

Предсказуемым для нас стало снижение объемов в сегменте нефтяных грузов – по итогам полугодия оно составило порядка 22%, и было связано, в первую очередь, с плановой остановкой Ачинского нефтеперабатывающего завода на ремонт.

Заметный спад погрузки лесных грузов обусловлен жесткими эпидемическими ограничениями, которые введены Китаем на пограничных пунктах пропуска. Эту тенденцию мы фиксируем со второй половины 2020 года, и к сожалению, пока ситуация кардинально не меняется.

В целом по результатам 2021 года мы рассчитываем сохранить положительную динамику грузоперевозок. Ориентиром для нас является 2019 год, когда был поставлен рекорд десятилетия — дорога перевезла 84,6 млн тонн грузов.

Какую роль в этом процессе играет маркетинг: удается дороге расширять сервисы и услуги для клиентов?

— Уже несколько лет в Красноярске и Абакане функционируют Центры продажи услуг. Специалисты центров могут для каждого клиента сформировать индивидуальную схему доставки груза, с учетом уникальных возможностей холдинга РЖД. А это широкая география и, по большому счету, любые виды перевозок.

Но задача этих специалистов – оперативное решение вопросов, связанных не только с логистикой. Возможности компании гораздо шире. Есть собственные грузовые терминалы и складские комплексы, есть коммерческая недвижимость. Все это сегодня доступно нашим партнерам и клиентам.

У нас по-прежнему востребован сервис отправления грузовых поездов по расписанию – за полгода дорога отправила свыше 700 контейнерных и почти 130 грузовых маршрутов.

Развивается услуга «Грузовой экспресс», разработанная под потребности малого и среднего бизнеса (в этом случае вагоны разных грузовладельцев собираются в один маршрут – «экспресс»). Как и в случае с поездами по расписанию, она позволяет значительно ускорить доставку продукции.

За полгода нам удалось дополнительно привлечь более полумиллиона тонн грузов только за счет их «переключения» с автомобильного транспорта на железнодорожный.

А что происходит с контейнерными перевозками? Год назад это был растущий сегмент КрасЖД, какова ситуация сейчас?

— Действительно, с 2018 по 2020 годы у нас фиксировался кратный рост объемов контейнерных перевозок – с 1,8 млн до 3,4 млн тонн грузов. В этом году динамика замедлилась. Дело в том, что около 70 % всего контейнеропотока дороги приходится на экспортную лесопродукцию, которая доставляется из Красноярского края в Китай. Но, как я уже говорил, сегодня китайская сторона пропускает не все поезда из РФ. Из-за жестких эпидемических ограничений на пунктах пропуска Наушки и Забайкальск образуются заторы, что и привело к существенному снижению объемов контейнерных перевозок лесных грузов.

Вместе с тем развитие этого сегмента для нас было и остается приоритетным. Сегодня уже 23 станции магистрали открыты для контейнерных операций. Расширяется линейка грузов, перевозимых в контейнерах. В июне на станции Минусинск состоялась первая погрузка угля на экспорт в Китай в контейнеры типа open top (они позволяют осуществлять загрузку насыпных грузов через открытую крышу). Ранее уголь грузился на КрасЖД только в полувагоны. Новая технология повышает экологичность и эффективность перевалки на пограничных станциях при смене подвижного состава для разной ширины колеи. Такой способ отправки продукции удобен для экспортеров. Он помогает экономить финансовые и временные ресурсы. Заинтересованность в запуске технологии на регулярной основе уже проявили 10 региональных предприятий угольной отрасли.

Кроме того, в первом полугодии достаточно высокие темпы роста показывают контейнерные перевозки зерновых и химикатов (по этим позициям увеличение в сравнении с тем же периодом прошлого года в 2 раза!).

Хорошая динамика по цветной руде (рост в 3,4 раза в сравнении с 2020 годом), продовольственным товарам (+39%), строительным грузам (+18%) и различным промышленным товарам народного потребления (+17%).

Давайте поговорим об инвестпрограмме Красноярской магистрали. В последние годы КрасЖД вела масштабное строительство. Как выглядит с этой точки зрения 2021 год?

– Мы ни на минуту не останавливали модернизацию инфраструктуры и не прекращали строительство ни в прошлом году, когда действовали ограничения, ни в этом. Все запланированные мероприятия выполняются.

В 2021 году совокупная стоимость инвестпрограммы Красноярской железной дороги – порядка 30 млрд руб. Ключевое направление: развитие железнодорожной линии Междуреченск – Тайшет.

Напомню, эту дорогу проложили более полувека назад, и тогда это было невероятное достижение. Однопутная магистраль протянулась на тысячу километров через сибирскую тайгу, реки, хребты Восточного Саяна и Кузнецкого Алатау. Это был первый в мировой практике опыт возведения железной дороги с одновременным созданием ее энергосистемы. Было построено 700 искусственных сооружений – мостов, тоннелей, виадуков. Не случайно самый сложный по рельефу участок Абакан – Тайшет назвали тогда «трассой мужества».

В 2021 году мы завершаем I этап инвестиционного проекта «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет». Масштабное строительство ведется с 2015 года. До 2020 года по этой программе введены в эксплуатацию 18 новых объектов, в том числе – построено 138 км новых путей, реконструирован сложнейший перевальный участок Джебь-Щетинкино в горном ущелье Западного Саяна (Курагинский район Красноярского края), включающий три тоннеля и знаменитый Козинский виадук. Виадук также модернизован: уникальный горный мост высотой 65 метров и общей протяженностью 355 метров стал двухпутным.

В результате пропускная способность направления Абакан – Саянская уже увеличена с 25 до 38 пар поездов, Саянская – Тайшет – с 26 до 30 пар поездов в сутки.

В этом году планируем завершить строительство и открыть движение по новым вторым путям общей протяженностью 29 км.

С 2019 года мы постепенно наращиваем обороты реализации еще одного инвестиционного проекта «Увеличение пропускной способности направления Артышта – Междуреченск – Тайшет». Он является продолжением первой программы и охватывает новые перегоны.

На ряде объектов ведутся проектно-изыскательские работы, а некоторые уже вошли в активную фазу стройки.

Такая масштабная работа обусловлена стратегической значимостью южного хода КрасЖД для экономики страны.

Линия Междуреченск – Тайшет соединяет Западную и Восточную Сибирь и максимально задействована в транзитных перевозках. Это участок Восточного полигона, где на протяжении вот уже 15 лет постоянно растет грузооборот. Его реконструкция необходима для снятия инфраструктурных ограничений на всем направлении Кузбасс – Дальний Восток.

У проекта большой синергетический эффект: создаются новые рабочие места, повышается транспортная доступность территорий. Он стимулирует развитие крупного, малого и среднего бизнеса в регионах Енисейской Сибири.

Конечно, это лишь часть нашей инвестпрограммы. Сейчас у нас полным ходом идет ремонтно-путевая кампания, обновляем более 230 км путей. Вложения – свыше 5 млрд руб. Но эта работа необходима для обеспечения безопасности перевозок.

Недавно дорога завершила реконструкцию приёмоотправочного парка станции Ачинск-I. В чем важность этого проекта?

— Сегодня на магистралях РЖД активно развивается вождение поездов повышенного веса и длины. Такие технологии позволяют наращивать объемы грузоперевозок, не уменьшая при этом пропускные и провозные способности сети. Это особенно важно во время путевых и строительных работ. Но для внедрения таких технологий необходима и соответствующая инфраструктура.

Процесс формирования и пропуска поездов кардинально отличается от того, что было ещё лет 15 назад, и тем более в советские годы. Если раньше грузовые поезда состояли из 50 вагонов, то сейчас состав может насчитывать 100–140 вагонов.

Для приёма и пропуска таких поездов – соединенных, длинносоставных, состоящих из 140 вагонов, весом более 12 тысяч тонн, мы построили на станции Ачинск-1 новый парк. Он включает в себя путь длиной 2 км 100 метров и целый комплекс технологических объектов: цифровые системы электроснабжения, новейшие устройства автоматики и телемеханики, инженерные сооружения и системы связи. Это первый станционный путь такой протяженности. Сейчас он принимает 6 соединенных поездов ежесуточно.

С появлением нового парка пропуская способность станции Ачинск-I выросла практически в полтора раза — с 64 до 85 пар грузовых поездов в сутки. Но самое главное – увеличилась пропускная способность Транссиба на участке от Мариинска до станции Красноярск Восточный.

Как развивается пассажирский комплекс – что здесь является приоритетом для вас лично, какие задачи ставятся?

— Приоритетные проекты Красноярской железной дороги — это пригородные пассажирские перевозки и проект «Городская электричка».

В нашем парке 34 электропоезда, которые курсируют по линиям Красноярского края, Хакасии и частично Кемеровской области. В среднем в сутки они обсуживают
90 маршрутов.

Значение этого вида транспорта переоценить невозможно. Скажем, для Красноярского края пригородные поезда — это транспортная доступность десятков поселков и деревень, до которых можно добраться только по железной дороге. Благодаря региональным властям, поддерживающим социально значимые пригородные перевозки, у нас никогда не сокращалась, а наоборот – только расширяется маршрутная сеть.

Со своей стороны, чтобы улучшить обслуживание пассажиров, мы планомерно обновляем парк электропоездов. За последние пять лет его пополнили 12 новых составов, таким образом, обновилась треть нашего моторвагонного парка. В том числе три новых поезда мы получаем в 2021 году, а в 2022 году ожидается поставка ещё 3-х составов.

Это современные, комфортабельные поезда, оснащенные системами вентиляции и кондиционирования воздуха, соответствующие современным техническим и эстетическим требованиям, полностью адаптированные для маломобильных пассажиров.

Наш совместный с краем и городом проект «Городская электричка» является одним из ключевых в транспортной системе Красноярской агломерации. Ежегодно пассажиропоток городских электропоездов увеличивается на 15–20%. Этому способствует большая работа, которую проводит ОАО «РЖД» в рамках проекта. Так, за последние годы в черте Красноярска построено 8 новых остановочных пунктов. К Универсиаде обновлены 15 платформ и 3 малых вокзала на станциях Дивногорск, Енисей, Злобино, модернизирован вокзал станции Красноярск.

В прошлом году завершена реконструкция платформы «Мясокомбинат» в Октябрьском районе, в этом году мы начинаем возведение новой «островной» платформы на станции Красноярск Северный.

Перспективы «Городской электрички» масштабные и вполне реальные. Это дальнейшая интеграция в систему общественного транспорта, строительство транспортно-пересадочных узлов, развитие направления до Дивногорска. Работа над этим проектом продолжается.

Как вы считаете, метро, которое планируется построить в Красноярске, может стать конкурентом для городских электропоездов?

— Мы никогда не противопоставляли городскую электричку другим видам общественного транспорта, наоборот – вели большую совместную работу с администрацией города Красноярска и Красноярского края в части её интеграции в единую транспортную систему агломерации.

Перспективная цель – увязать городской железнодорожный маршрут с сетью лёгкого рельсового транспорта – заложена и в обновленной транспортной схеме Красноярска. В ней городскому кольцу отводится роль магистрального каркаса, а линии трамвая и метрополитена сформируют диаметральные пересечения.

Это даст возможность жителям с комфортом добираться в любую точку города и агломерации.

Кроме того, железнодорожный транспорт относится к самым экологичным. Именно поэтому электрички становятся востребованными во всех крупных городах. По большому счету такие проекты — это инвестиции в здоровье людей.

Фото: КрасЖД
По материалам КрасЖД подготовила Анна Серебренникова

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >