«Матильда» Алексея Учителя: налево пойдешь — любовь найдешь, направо пойдешь — в 1917 умрешь

«Матильда» Алексея Учителя: налево пойдешь — любовь найдешь, направо пойдешь — в 1917 умрешь

Бэкграунд

Пожалуй, давно в России не было такого ажиотажа вокруг выхода фильма – «Матильда» действительно самая ожидаемая премьера 2017 года. Популярность эта, однако, сомнительная: на фильм клеят ярлык «оскорбляющий чувства верующих», студию Алексея Учителя закидывают коктейлями Молотова, совершают «молитвенные стояния» против фильма, поджигают автомобили, за неделю до выхода «Матильды» в прокат неугомонная Поклонская записала видеообращение для генпрокурора Юрия Чайки с просьбой признать картину провокационным и экстремистским материалом, и отозвать прокатное удостоверение, а накануне премьеры Союз казаков организовал акцию протеста в Иркутске, обвиняя фильм в «фальсификации истории России».

Вот, например, такие публикации можно увидеть в группе «#ОстановимМатильду»: «В октябре 2017 года в прокат кинотеатров всей страны должен выйти клеветнический фильм «Матильда». Экспертиза сценария заключила: фильм является намеренным и изощренным глумлением над памятью русского Государя, святого страстотерпца Николая Второго. Стоимость картины — 1,5 млрд рублей. Это самый дорогой фильм в истории Российской Федерации. Он должен выйти на экраны в столетнюю годовщину революции. Государя играет актер с амплуа педофила, мужеложца и богохульника, специально подобранный на эту роль режиссером. Противостояние клеветническому фильму продолжается, наш город присоединяется к святому делу!».

Какие ожидания имеются у зрителя после всего этого? И оправдаются ли они? Если вы еще не решили – идти в кино на «Матильду» или нет – то я попробую помочь вам определиться. А заодно попробую развенчать все мифы о скандальности фильма.



Обвинение №1: здесь показывают наготу

Вся обнаженная скандальность заканчивается в первой четверти фильма, когда Матильда, словно Золушка, теряет не туфельку, но бретельку от бюстгальтера. И продолжает танцевать, предоставляя зрителям оценить не только свои хореографические данные, но и то, чем матушка-природа наградила. В фильме, конечно, будут еще поцелуи, объятия и красивые изгибы тела, но вот правда, как без этого, когда берешься рассказать про историю любви? Крамольность в этих кадрах усмотрит разве что ханжа.

«Матильда» Алексея Учителя – это сказочная история пылкой юношеской любви последнего русского царя Николая II и примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской – Ники и Мали.

Обвинение №2: Учитель пригласил в свой фильм порно-актера

Красная тряпка для противников фильма – Ларс Айдингер в роли Николая II, известный прежде по своим театральным ролям (Гамлет и Ричард III), а также по роли печатника Амоса Кводфри в эротическом фильме культового Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Среди явных плюсов: подкупает внешнее сходство с последним Романовым, а те, кто хорошо разбирается в кинематографе должны знать, что сниматься у Гринуэя – это признак качества.

Сказав, про Айдингера нельзя не рассказать и про остальной актерский состав.

В роли 17-летней выпускницы Императорского театрального училища Матильды Кшесинской — 25-летняя польская киноактриса Михалина Ольшанская – соблазнительна а-ля Скарлетт Йохансон, только брюнетка. Но с каких пор за сексуальность клеймят? Учитель, следуя своему стилю, основной акцент делает на женщине (ну мы же помним его «Прогулку» и Ирину Пегову в ней). Его героиня может быть чрезмерно чувственной, неправильной, взбалмошной и даже немного вульгарной, но она будет особенной, она будет главной, и зритель непременно будет на ее стороне.

Смотреть на дуэт Ольшанской и Айдингера – сплошное удовольствие, но и Ингеборга Дапкунайте в роли императрицы Марии Федоровны, и Сергей Гармаш – Александр III, и Григорий Добрыгин в роли великого князя Андрея Владимировича, и Евгений Миронов, играющий директора Матильды, тоже чудо, как хороши.

Обвинение №3: глумление над памятью русского Государя, святого страстотерпца Николая Второго

Николай – живой человек, у него была любовь, была любовница, которую он встретил до брака с Александрой Федоровной. Он выбирал. Это нормально. Однако в России не принято приравнивать государственных деятелей к обычным людям. Да, это в Америке бывают скандалы в Белом доме, это там могут существовать порочные Билл Клинтон и Моника Левински, в России – моральные ценности превыше всего. Но спустя 100 лет, пожалуй, можно открыть миру красивую историю. Ведь именно такие сюжеты ложатся в основу сказок, с той лишь разницей, что детские сказки почти всегда имеют счастливый финал, а настоящие взрослые истории – нет.

P.S.

Красивые декорации, статные заморские (и не только) актеры, прекрасная музыкальная подложка – это хорошая оберточная бумага фильма, в котором самое важное – глубина идеи и ее связь с историей. Учитель показывает, как Цесаревич Николай стоит перед выбором, почти как Илья Муромец на развилке дорог: «Направо пойдешь – коня потеряешь..». Матильда – путь правый, конь – престол, один из путей – неизбежный крах всего. И мы знаем, какой путь будет выбран.

Отбросив исторический контекст, остается зерно – выбор, с которым сталкивается каждый из нас. Благодаря историческому фундаменту Учитель делает этот выбор более резонансным – размышления о повороте колеса истории: любовь, развилка, возможности пусть даже морганатического брака с балериной дают право на размышления о развитии другой истории России, ее иного пути. Фильм выходит в прокат в октябре 2017-го – столетие Октябрьской революции. Более, чем символично. На фоне политических событий, которые переживает сегодня Россия, в этом фильме отчетливо видно двойное дно. Но оно совсем не того характера, о котором говорят Поклонская и движение «Сорок Сороков», оно глубже и интереснее, каждый зритель, должен разглядеть его сам.

Мысль, которая должна посетить зрителя после просмотра фильма, вовсе не о нравственности или подлинности увиденного. Интересно, что было бы, если бы Николай все же отрекся от коронации, как просила его Кшесинская? Какой бы тогда получился 1917-й? И «жили бы они долго и счастливо до 100 лет»? (сама Кшесинская прожила до 99) Выбор – удивительная штука. То, что сегодня может казаться тебе единственно правильным решением, на деле оказывается западней. Эффект бабочки – не иначе: Change one thing, Change everything.



Фото в материале с интернет-ресурсов Kinopoisk.ru, arzamas, группа фильма «Матильда» в соцсети во ВК

СТАТЬИ >

Когда платежи не ждут: кредитная карта для бизнеса

Бизнес

Когда платежи не ждут: кредитная карта для бизнеса

О новом и полезном продукте для красноярского бизнеса рассказала Полина Медведева, начальник отдела массового сегмента ПСБ в Красноярске

За эффективным массажем - в Myalka Massage Room

Здоровье

За эффективным массажем - в Myalka Massage Room

Студия специализируется именно на лечебном массаже

«Только взрослые могут остановить травлю»: Красноярский психолог ответил на главные вопросы о буллинге в школе

Дети

«Только взрослые могут остановить травлю»: Красноярский психолог ответил на главные вопросы о буллинге в школе

Эксперт рассказал, как распознать, что ребенка травят в школе и что в этой ситуации делать учителю

Бюджет Красноярска на 2023 год будет бездефицитным

Финансы

Бюджет Красноярска на 2023 год будет бездефицитным

Бюджет Красноярска на 2023 год сохранит социальную направленность

Первое региональное представительство Президентского фонда культурных инициатив появилось в Красноярске

Культура

Первое региональное представительство Президентского фонда культурных инициатив появилось в Красноярске

Красноярский край стал первым регионом в Сибири, где появилось представительство

Сайт работает на Интернет-Платформе MoreSMI.ru

660049, г. Красноярск,
ул. Дубровинского, д.100, оф. 73
Тел./факс: +7 (391) 223-78-48