«Ода» русскому романтизму

21 апреля в Малом зале в 15:00 Красноярский академический симфонический оркестр (дирижёр Александр Косинский) посвятит свой концерт русскому романтизму.

В программе - Симфония № 4 (1 часть), «Ромео и Джульетта», Вальс цветов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, а также два произведения С. Рахманинова – Симфонические танцы (2 часть «Вальс») и Концерт № 2 для фортепиано с оркестром.

Ведущий принцип романтизма – резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника. Главное завоевание романтической музыки проявилось в чутком, тонком и глубоком выражении внутреннего мира человека, диалектики его переживаний.

В Симфонии №4 П.И. Чайковский показывает столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока. Произведение было написано в период глубокого общественного кризиса, связанного с Русско-турецкой войной (об этом были написаны полотна Верещагина, «Полководец» и «Забытый» Мусоргского, в «Анне Карениной» Толстого Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвёртой симфонией Чайковский переживал острейшую душевную дисгармонию, и сочинения этого периода — поистине крик души.

Концерт № 2 для фортепиано с оркестром С. Рахманинова критики называют музыкальным шедевром мирового искусства, гениальной поэмой о Родине. Второй концерт для фортепиано с оркестром написан в 1901 году, на пороге наступающего столетия, накануне революции 1905 года, Первой мировой войны, революции 1917 года. Рахманинов не писал музыки, сюжетно связанной с революцией. Но как любой человек искусства, он не мог не отразить в своей музыке атмосферу, царившую в ту пору в российском обществе. В музыке концерта люди услышали биение беспокойного сердца своего современника, живущего заботами и помыслами о судьбе России, предчувствием бурных перемен, радостного возбуждения, весеннего возрождения страны.

Rss_45