sibnovosti.ru

«Матильда» Алексея Учителя: налево пойдешь — любовь найдешь, направо пойдешь — в 1917 умрешь

Бэкграунд

Пожалуй, давно в России не было такого ажиотажа вокруг выхода фильма – «Матильда» действительно самая ожидаемая премьера 2017 года. Популярность эта, однако, сомнительная: на фильм клеят ярлык «оскорбляющий чувства верующих», студию Алексея Учителя закидывают коктейлями Молотова, совершают «молитвенные стояния» против фильма, поджигают автомобили, за неделю до выхода «Матильды» в прокат неугомонная Поклонская записала видеообращение для генпрокурора Юрия Чайки с просьбой признать картину провокационным и экстремистским материалом, и отозвать прокатное удостоверение, а накануне премьеры Союз казаков организовал акцию протеста в Иркутске, обвиняя фильм в «фальсификации истории России».

Вот, например, такие публикации можно увидеть в группе «#ОстановимМатильду»: «В октябре 2017 года в прокат кинотеатров всей страны должен выйти клеветнический фильм «Матильда». Экспертиза сценария заключила: фильм является намеренным и изощренным глумлением над памятью русского Государя, святого страстотерпца Николая Второго. Стоимость картины — 1,5 млрд рублей. Это самый дорогой фильм в истории Российской Федерации. Он должен выйти на экраны в столетнюю годовщину революции. Государя играет актер с амплуа педофила, мужеложца и богохульника, специально подобранный на эту роль режиссером. Противостояние клеветническому фильму продолжается, наш город присоединяется к святому делу!».

Какие ожидания имеются у зрителя после всего этого? И оправдаются ли они? Если вы еще не решили – идти в кино на «Матильду» или нет – то я попробую помочь вам определиться. А заодно попробую развенчать все мифы о скандальности фильма.



Обвинение №1: здесь показывают наготу

Вся обнаженная скандальность заканчивается в первой четверти фильма, когда Матильда, словно Золушка, теряет не туфельку, но бретельку от бюстгальтера. И продолжает танцевать, предоставляя зрителям оценить не только свои хореографические данные, но и то, чем матушка-природа наградила. В фильме, конечно, будут еще поцелуи, объятия и красивые изгибы тела, но вот правда, как без этого, когда берешься рассказать про историю любви? Крамольность в этих кадрах усмотрит разве что ханжа.

«Матильда» Алексея Учителя – это сказочная история пылкой юношеской любви последнего русского царя Николая II и примы-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской – Ники и Мали.

Обвинение №2: Учитель пригласил в свой фильм порно-актера

Красная тряпка для противников фильма – Ларс Айдингер в роли Николая II, известный прежде по своим театральным ролям (Гамлет и Ричард III), а также по роли печатника Амоса Кводфри в эротическом фильме культового Питера Гринуэя «Гольциус и Пеликанья компания». Среди явных плюсов: подкупает внешнее сходство с последним Романовым, а те, кто хорошо разбирается в кинематографе должны знать, что сниматься у Гринуэя – это признак качества.

Сказав, про Айдингера нельзя не рассказать и про остальной актерский состав.

В роли 17-летней выпускницы Императорского театрального училища Матильды Кшесинской — 25-летняя польская киноактриса Михалина Ольшанская – соблазнительна а-ля Скарлетт Йохансон, только брюнетка. Но с каких пор за сексуальность клеймят? Учитель, следуя своему стилю, основной акцент делает на женщине (ну мы же помним его «Прогулку» и Ирину Пегову в ней). Его героиня может быть чрезмерно чувственной, неправильной, взбалмошной и даже немного вульгарной, но она будет особенной, она будет главной, и зритель непременно будет на ее стороне.

Смотреть на дуэт Ольшанской и Айдингера – сплошное удовольствие, но и Ингеборга Дапкунайте в роли императрицы Марии Федоровны, и Сергей Гармаш – Александр III, и Григорий Добрыгин в роли великого князя Андрея Владимировича, и Евгений Миронов, играющий директора Матильды, тоже чудо, как хороши.

Обвинение №3: глумление над памятью русского Государя, святого страстотерпца Николая Второго

Николай – живой человек, у него была любовь, была любовница, которую он встретил до брака с Александрой Федоровной. Он выбирал. Это нормально. Однако в России не принято приравнивать государственных деятелей к обычным людям. Да, это в Америке бывают скандалы в Белом доме, это там могут существовать порочные Билл Клинтон и Моника Левински, в России – моральные ценности превыше всего. Но спустя 100 лет, пожалуй, можно открыть миру красивую историю. Ведь именно такие сюжеты ложатся в основу сказок, с той лишь разницей, что детские сказки почти всегда имеют счастливый финал, а настоящие взрослые истории – нет.

P.S.

Красивые декорации, статные заморские (и не только) актеры, прекрасная музыкальная подложка – это хорошая оберточная бумага фильма, в котором самое важное – глубина идеи и ее связь с историей. Учитель показывает, как Цесаревич Николай стоит перед выбором, почти как Илья Муромец на развилке дорог: «Направо пойдешь – коня потеряешь..». Матильда – путь правый, конь – престол, один из путей – неизбежный крах всего. И мы знаем, какой путь будет выбран.

Отбросив исторический контекст, остается зерно – выбор, с которым сталкивается каждый из нас. Благодаря историческому фундаменту Учитель делает этот выбор более резонансным – размышления о повороте колеса истории: любовь, развилка, возможности пусть даже морганатического брака с балериной дают право на размышления о развитии другой истории России, ее иного пути. Фильм выходит в прокат в октябре 2017-го – столетие Октябрьской революции. Более, чем символично. На фоне политических событий, которые переживает сегодня Россия, в этом фильме отчетливо видно двойное дно. Но оно совсем не того характера, о котором говорят Поклонская и движение «Сорок Сороков», оно глубже и интереснее, каждый зритель, должен разглядеть его сам.

Мысль, которая должна посетить зрителя после просмотра фильма, вовсе не о нравственности или подлинности увиденного. Интересно, что было бы, если бы Николай все же отрекся от коронации, как просила его Кшесинская? Какой бы тогда получился 1917-й? И «жили бы они долго и счастливо до 100 лет»? (сама Кшесинская прожила до 99) Выбор – удивительная штука. То, что сегодня может казаться тебе единственно правильным решением, на деле оказывается западней. Эффект бабочки – не иначе: Change one thing, Change everything.



Фото в материале с интернет-ресурсов Kinopoisk.ru, arzamas, группа фильма «Матильда» в соцсети во ВК

Автор: Ольга Полетыко