6 утра. Стало рассветать, с первыми лучиками солнца начала уходить влажность. Мы с товарищем проснулись, посмотрели друг на друга. Одни “морды лица”, никто даже часа нормально не поспал.
- Все, пошли, - сказал Денис
- Нет, братка, вот именно сейчас мы ляжем спать и ПО-НОРМАЛЬНОМУ выспимся.
Проснулись в 9. Честно, даже ручей уже не казался таким ужасным. Три часа крепкого сна, придали силы и подняли настроение
Позавтракав последней банкой тушенки (о чем думали?) и одевшись во все полусухое, мы смело продолжили путь по ручью. Организм бастовал, ни один из суставов шевелиться не хотел. Я чувствовал себя «железным дровосеком». Интересно сколько мы уже прошли?
Идем, время 12, стали замечать что проходим опять по «какой-то тропинке» - но на сей раз грамотно проложенной. Она обходила валежины рядом с ручьем. И кто ее проложил? Понятно кто, медведь. А если он притаился и ждет нас? Медведи чрезвычайно любопытны (говорил Саня Кабан). Я решил выстрелить, взяв у Дениса ружье (честности ради надо сказать что почти все время он его нес, я был совсем плох).
Бах! Блин, громко долбит. Но не факт, что медведю стало менее интересно. Идем дальше.
Стоп! Чайник! На самом деле, рядом с тропинкой лежит обычный железный , только немного дырявый но чайник. Значит здесь был Человек?! Вот чего не ожидали, так этого...
Через пол часа видим вдалеке какое то строение. Так, это что такое? Робинзон? Из стволов деревьев сделан навес и рядом стоит невысокого роста мужчина с ружьем в руке.
Подходим ближе.
- Вы откуда?, - удивленно спросил он
- С моря - отвечаем мы
-С моря??? И как долго вы идете?
- Второй день. Слушай дай чаю, а? Если есть.
- Ой, правда! Заходите, садитесь, чайком напою. Я — Костян, если че.
- Скажи а как называется этот ручей?
- Большая Зырянка. Но здесь люди не ходят. Старый он, заросший, тяжело идти
- Базара нет, кто бы спорил. Костян, а что у тебя вон в той банке?
- Хариус. Угощайтесь! Свеженький, утром поймал
Вкусно! Господа! Серьезно! Вы не представляете КАК Вкусен может быть ЧАЙ! И то что он из водички нашего ручья и заваренный «принцессой Гитой» - это все фигня! Дамман отдыхает.
Кайф. Свежевыловленный малосоленый хариус это нечто!
Мы снова почувствовали себя “человеками”.
- Костян, скажи до Маны далеко?
- Да с километра полтора будет
- А выйдем куда? До Кабана далеко?
- До Сани- то? Да еще по речке вниз километров 6 будет. Идите по хребтам - часа за 2 дойдете
- А медведь где?
Я не видел, вроде поблизости нету. Но вообще вы поосторожней будьте, с вашей «пукалкой» не особо безопасно.
Посидев с часок, мы засобирались в дорогу. Костян подробно рассказал нам как идти и даже немного проводил, заодно показав свое становище. Вообще, он прикольно устроился. На ручье построил запруду и сделал навес. В запруде лежат «мордашки”. Вот тебе и хариус свеженький! Поодаль стоит дом с электростанцией и погребом, все как положено.
- А ты давно здесь?
- Давно, - сухо ответил наш новый друг. По какой то известной только ему причине ничего более добавлять он не стал
Попрощавшись, мы пошли вниз к реке ускоренным шагом. Тропинка - человечья! И это радует.
Вышли к Мане.
- Нам налево, - напомнил Денис
Слева находилась совершенно непролазная скала.
Блин, надо было раньше сворачивать. Теперь или по воде (где глубоко, похоже) или обратно в гору. Выбрали второй вариант. В гору «идем» так: хватаясь за кусты и подтягиваясь делаем 6 шагов. Потом садимся и переводим дух. Опять шагов 6 и опять садимся. Черт как трудно! Меня начала мучить аллергия, сопли ручьем и “апчхи”. И на что интересно? Платочек мокрый, а что делать? Блин, когда дома то будем? Ну наконец-то наверху!
О, теперь я понял почему Костян говорил: “Идите хребтами”. На хребте не так много растительности, трава не такая высокая, идти легко.
Идем час, весело и непринужденно.
- Денис, ты Ману видишь?, - спросил я
- А че ее видеть? Я знаю она справа
- Погоди, дружок. “Видеть” и “знать” - это знаешь ли не одно и то же, - меня начали терзать смутные сомнения Стой.
- Так, последний раз мы видели речку с полчаса назад?, - начал размышлять я, - Если идешь, без ориентира, то левая нога делает шаг чуть меньше, чем правая. Значит при средней скорости 2 км в час мы ушли на километр в тайгу - на 90 градусов отклонившись от курса. Денис, нам в обратную сторону!
- Ром, ты че гонишь? Мана справа, а ты предлагаешь идти назад? Ты ошибаешься!», - Денис, занервничал.
- Ну как тебе доказать?! Я чувствую, мы ушли в сторону! Просто поверь мне
- Давай по компасу сверимся, - вспомнил Денис
-Давай, только я в нем ничегошеньки не понимаю
Достали компас, стрелка показывает на север. Дальше что? Нам в какую сторону? Начали вспоминать карту края.
- Так, север у нас - это Дудинка. Значит юг - это внизу , там Китай..., - начал размышлять Денис. Я просто развернулся на 180 градусов и пошел
- Денис, пошли! Так мы сейчас про мох на деревьях начнем вспоминать. Только что он значит - не знаем. Я старший, иди за мной!», - безапелляционно заявил я
Следующие 15 минут, были наверное психологически самыми тяжелыми. Денис стонал, ругался, говорил, что мы просто зря “бьем ноги” и тратим силы. И что идем мы в тайгу, а речка совсем в другой стороне. Не знаю почему (наверно, кто-то наверху все-таки есть), но я шел уверенно.
Стоп! Пришли, внизу мелькнула синяя полоска. Мана!
-«Е...», - нецензурно выразился Денис
- Так, теперь идем и из виду полоску не выпускаем. Если не видно - спускаемся к реке, - сказал я.
Через час так и произошло. Идти по косогору сложно, а с хребта ничего не просматривается. Решили идти по берегу.
Только берега, по сути, не было. Вернее он был, но там росли такие кусты, что было необходимо либо опять идти в гору либо пробираться по самой реке - по воде. Предпочтения разделились. Денис продирался сквозь кусты, а я шлепал по воде. Состояние было пофигистическое, дичайшая усталость давила на мозг. Иногда вода доходила по пояс, но мне было по барабану - все равно легче, чем пробираться через кусты.
Вышли на поляну. Солнце.
- Деня, это же Солнечная Поляна. Ее от Кабана видать, на ней туристы на плотах часто останавливаются. Давай сфотаемся!
Ощущение, что мучения скоро закончатся, придало силы. А вот и Кабановская Заимка.
Заходим.
Это кто? Выходит, вернее выползает человек без обоих ног (я его вижу впервые) и спрашивает:
- Кто такие?
- Долго объяснять. Где Кабан? Мы с моря пришли
- Так это вас вчера все искали. Кабан вчера с ребятами из детдома по тайге вас разыскивал. А сегодня где-то в 17.00 они домой поплыли.
Время - 19-00. Достаю телефон, набираю. Смотри мне, спутник!
- Любимая все хорошо! Не волнуйся мы на месте...
- Рома, как хорошо, тут все на ушах! Саша Ходыкин на море катер потащил, говорит буду в месте высадки искать. Отец МЧСников напрягает на поиски. Те говорят: “3 дня не прошло”. Зам по безопасности на завтра заказал вертолет, Кабан звонил, говорит, искали - не нашли
- Ладно, Лор, мы жутко устали. Ложимся спать и завтра домой. Всем отбой. Целую. Набираю номер Кабана
- Саня, ты где?
- Я дома, на Усть-Мане. А ты?
- Мы у тебя на заимке. Сань, будь другом, привези пива, сейчас а?
Мы начали раздеваться. Господи, у меня носок протерся в 4-х местах. Ботинок я уже ненавидел, все мокрое. Сидим в трусах на диване. Релакс, жизнь продолжается!
Через 40 минут приплыл Кабан. Обнялись. Рассказали в 2х словах.
- Сань, один вопрос, у тебя карта есть? Сколько мы прошли? Кабан достал карту
-Так, вот здесь вы высадились. А здесь потеряли навигатор. Ближайший ручей - это Большая Зырянка. Вы, что,по нему шли? Это же невозможно! Я там лет семь назад ногу сломал, 3 дня выбирался. Даже для опытного охотника – это тяжелый маршрут. А вы – туристы. Без топора и котелка!
- Сань, прошли сколько?
- Считай, от моря 5 километров. Потом по ручью. Потом до Костяна, потом по Мане… 42 километра получается...
- 42! Охренеть!
...Я сидел на лавочке за домом. Прямо передо мной, в 3-х метрах бежала река. Впереди тайга. За гору садилось Солнце, и мне почему-то пришло в голову, что самое важное в природе - это Солнце. И ему все по фигу! Оно все равно утром взойдет, а вечером сядет. И неважно, с кем и что произошло за день, хоть ядерный взрыв. А уверенность в том, что ты увидишь его завтра - это сильная штука. Согласен, банальные мысли, но я с интересом бы узнал , что придет в Вашу голову после 42 километров по тайге!
P.S. Пишу сидя на балконе, за ноутбуком, в 200 метрах от Кабановской Заимки. Теперь у меня здесь своя усадьба, баня и дом на горке. Впереди замерзшая река и темные проплешины воды. На улице “+14”, бегут ручьи. Если за ночь Мана не пойдет, Бог даст, проскочу на снегоходе домой к жене и дочке. Солнце садится. Где то я это уже видел?
Автор: Роман Гольдман