Эфес 2011 - Город, которого нет!

(Ephesus is the city that doesn't exist! - English version)

Предыстория

Я всегда скептически относилась к отдыху в Турции: пресловутая система all-inclusive, дешевый алкоголь, паломничество нетрезвых русских туристов, овощеподобный пляжный досуг и безнадежные попытки аниматоров скрасить эту унылую картину вызывали во мне скуку. Скажу сразу, что я рассталась со своим скепсисом после путешествия в Бодрум, которое совершила в этом году благодаря определенному стечению обстоятельств. Именно о другой, не опошленной туристической популярностью Турции я и хочу рассказать. Выбирая маршрут своей поездки, я остановила выбор на Бодруме - всемирно известном морском курорте, который, к счастью, не так обожаем соотечественниками, как несчастная Анталия или Кемер. В рекламном проспекте значилось, что в Бодруме предпочитают отдыхать представители политической и бизнес элиты Турции, что от основной массы туристов русские составляют не более 15%, и что здесь находятся руины одного из Семи чудес света - Галикарнасского Мавзолея. Кстати, последний фактор для меня, человека с историческим образованием, неравнодушного к великим развалинам, стал решающим.

Flash back. В далеком 1998 году, вернувшись из Италии, я решила сделать тату. В Красноярске они тогда были не слишком распространены, а в моей жизни, так же как и в жизни страны, многое менялось. Для меня татуировка стала неким символом этих перемен. Мне всегда нравилась эмблема Версаче: голова Медузы-горгоны и орнаментная линия, обозначающая бесконечность всего происходящего. 22 июня 1998 года этот символ я и воплотила в татуировке на правом плече. Удивительно, но я и представить себе не могла, что спустя много лет встречу этот древнекритский орнамент, который Джанни позаимствовал из истории острова, в очень неожиданном для себя месте.

Но вернемся в Бодрум, в аэропорту которого и приземлился наш самолет. Сказать по правде, я несколько иначе представляла туристическую Мекку политической элиты страны. Убогий маленький аэропорт, невысокие белые домики, грязноватые улицы, местами разбитые дороги и... роскошные отели, яхты, люксовые автомобили и шикарно одетая публика в ресторанах. Полный дисбаланс. В остальном ожидания оправдались: русских мало, роскошная крепость Святого Петра и останки Галикарнасского мавзолея были в наличии. Неделя отдыха, не так уж много, всего 7 дней. Но сценарий "море-пляж" и прославленные дискотеки Бодрума - "города неспящих огней" - мне надоели ровно за три дня! Еще день я посвятила дельфинам, ощущения незабываемые! Когда ты плаваешь рядом, кормишь и гладишь дельфина, то впадаешь в состояние, близкое к трансу. Как будто нет в мире больше ничего, кроме моря, солнца, тебя и дельфина. Плавая, я неожиданно вспомнила про тату и историю. Древний догреческий Крит (Минойская и Микенская цивилизация) - был древнейшим очагом цивилизации в Европе. Дворец Миноса, лабиринт, терракотовая ванна, изображение дельфинов. Великая богиня - "владычица" Крита, олицетворение женственности и материнства, символ вечного обновления природы, и бог моря Посейдон...

Еще день на солнце. Эгейское море просто восхитительное, в меру прохладное и чистое, красивого изумрудного цвета, но несмотря на это, тупо вялиться на солнце целую неделю было невыносимо. И я решила, как обычно, отправиться на экскурсии, выбрав одну, но самую-самую. Я предпочла путешествие в знаменитый Эфес. Древнегреческий город, слава которого распространилась далеко за его пределы, притягивал меня, словно магнит.

Экскурсия

Купив групповую экскурсию у туроператора "Coroll-tur", я вместе с 20 соотечественниками отправилась в древний город! О совершенной ошибке я поняла уже через 20 минут, когда наш автобус остановился у магазина кожаных курток, и еще через час - у ворот ювелирной фабрики. Я в Турции второй раз, и в турецком отдыхе не сильна...Но причастность к миру fashion позволила бегло оценить то, что увидела. Предлагаемые кожаные изделия далеко не лучшего качества, цены на ювелирные изделия меня просто рассмешили. В три раза дороже, чем в ювелирных бутиках Италии!

Нужно было брать индивидуальный трансфер! Но сильнее всего раздражал гид Антон, пытавшийся познакомить туристов с античным периодом в истории Турции. Избалованная великолепными экскурсиями в Италии, я была в шоке! Такого бреда, я еще не слышала никогда! Нервничать не имело смысла, поэтому я начала записывать некоторые историко-сленговые заявления Антона. Процитирую некоторые:

- Клеопатра с Марком Антонием "профукали" западные провинции Рима:)

- Римляне перекрестились левой пяткой:)

- И...Нострадамус - наследник священной Римской империи...

Интернета не было под рукой, а слушать Антона не имело смысла, поэтому пришлось напрячь мозги и начать вспоминать историю Древней Греции и Рима.

Эфес

Два часа дороги от Бодрума, пытка кожаной фабрикой, бред Антона, и, наконец-то, я у стен древнего города! И сразу я забыла обо всем! Избалованная архитектурным величием Рима, красотой Венеции и Флоренции, я не ожидала, что Эфес меня так сильно поразит!

Огромный даже сейчас, разрушенный, но величественный, окутанный тайнами и загадками истории, этот город, никого не оставляет равнодушным.

Море туристов, вся парковка забита автобусами, палящее солнце, величественные руины и двадцатилетний мальчик-экскурсовод, который слегка реабилитировался и частично осветил фрагменты истории древнего города. Кому-то хватило 4 часов незамысловатой экскурсии, кому-то, но только не мне. Поэтому, вернувшись домой, я сразу стала читать про Эфес, и поразилась. Информации в сети очень мало, и она плохо организована, в учебниках истории она скучна и академична, в туристических путеводителях ее фактически нет. Поэтому и возникло желание, найти, собрать все вместе, пропустить через себя и написать...

Эфес 2011 – Город, которого нет

Эфес или Ефес - карийский, персидский, греческий, римский, языческий и христианский город, раскопанный не более чем на пятую часть, за 6 месяцев 2011 привлек внимание более одного миллиона туристов. Из сотен древних городов и классических руин, это самый великий город. Чем больше его раскапывают, тем больше интересного мы узнаем, тем жарче спорят археологи, историки и экскурсоводы, предлагая свои версии решения загадок Эфеса.

До сих пор не установлена дата основания города. Он был крупным городом уже тогда, когда Рим был скромной деревней. Первые упоминания о нем появились около 7 тысяч лет назад. Однако есть предположения, что он был основан малоизученными племенами карийцев 5 тысяч лет назад.

После недельных поисков в просторах сети и беглого просмотра рефератов и научных трудов, мне удалось найти следующую интересную информацию.

"Первоначально название острова Крит наверняка было "Карит" где "кар" - имя древнего лезгинского племени, известного в истории как "Карии". Они издревле населяли этот остров и наверняка являются создателями критской культуры (миносской по имени царя Миноса), считавшегося основателем критского могущества..." Название столицы Турции- Анкара (=Ан+Кар) где Ан - имя бога, Кар - имя лезгинского племени! Если перевести вышеизложенное на язык Антона, то, наверное, это звучало бы так: "Карийцы - один из народов "моря", родом из древнего Крита, основали самый первый Эфес, а сейчас их прапрапра...дедушки правят в Анкаре и исповедуют Ислам".

Но вернемся к Эфесу. Разобраться с историей этого города не так-то просто, не имея исторического образования и не зная английский или турецкий язык. Сегодня развалины Эфеса находятся в 3 километрах от города Сельчук (Selcuk). Это поселение возникло на месте античного Эфеса, который из за отступления моря жители были вынуждены переносить 3 раза. Ведь море играло главную роль в жизни торгового города. В античную эпоху Эфес находился на западе большого торгового пути. Поэтому его соперниками в торговле были портовые города-лидеры: Миллет и Киос.

Море сыграло ключевую роль в развитии, упадке и ходе истории портового города Эфес. В античный период море отошло, опустившись на 57 метров, что стало причиной быстрого упадка региона. Сегодня оно находится еще дальше - в шести километрах от стен древнего города. Если слегка абстрагироваться от сложной периодизации, принятой у историков, то для лучшего понимания истории Эфеса можно условно выделить три понятных периода, благодаря которым современные туристы видят древние здания, улицы и скульптуры.

Ранний или персидский Эфес

Около 560 г. до н.э. город был завоеван лидийским царем Крезом. Вскоре, после неудачной для него войны, город стал частью персидской империи.

Греческий или эллинистический

Началом этого периода принято считать III век до н.э., точнее, 334 г. до н.э., когда всем известный Александр Македонский разбил персидскую армию и освободил греческие города Малой Азии. В том числе и Эфес, ставший частью его непрочной Империи. После смерти Александра и распада его Империи, в результате бесконечных войн Эфес неоднократно попадал под протекторат различных государств и династий, пока не оказался на рубеже новой эры под властью Римской республики.

Золотой век или Римский период в истории города

Жестокие порядки метрополии распространились вместе с ее же достижениями на свободолюбивых жителей Эфеса. Налоги, грабежи, дань: все пережили эфесцы, пытаясь добиться независимости от Рима. Но в итоге бесполезной борьбы против могущественного Рима, в 27 г. до н.э. при императоре Августе город стал столицей римской провинции Азии. Вследствие чего Эфес стал быстро развиваться, население достигло 250 тысяч человек (в Википедии значится 400-500 тыс. человек). Город стал форпостом Рима на востоке и вторым после Александрии, а также одним из крупнейших в Империи, уступая по значимости только самому Риму. Последние десять лет Рим с его античным наследием был для меня самым любимым городом. Потрясало его величие, энергетика, история, но все это померкло, когда я впервые увидела Эфес. Позже, после экскурсии, я задавала себе вопрос: почему Эфес потряс меня больше чем Рим?

Ответ очевиден - этот город сохранился как город, а не как отдельные фрагменты. После римского Колизея мы видим собор святого Петра, фонтан Треви и современный город со звуками и картинками мегаполиса. В Эфесе ты погружаешься в античную историю на все 100%, и окружающая тебя природа и тишина способствуют более глубокому бессознательному восприятию древнего города. Красивейшие холмы, солнце, голубое небо, местами дикие заросли, свежий воздух и античные руины заставляют отключиться от современного быта с его бесконечными проблемами. Ты наслаждаешься только тем, что ты видишь перед собой, великим наследием предков. То, что мне запомнилось и понравилось больше всего, немного не так, как описывается в учебниках истории и Интернете.

Библиотека Цельса

Безусловно, это главная достопримечательность Эфеса, которую восстановили из обломков австрийские археологи в 1970-1978 г. в соответствии с оригиналом. Консул Цельсий - наместник римской провинции Азия увековечен в этом архитектурном шедевре. Женские фигуры на фасаде здания символизируют такие его достоинства, как добродетель, честность, образованность и мудрость.

Тиберий Юлий Цельсий в умер в возрасте 70 лет, и в 114 году был помещен в саркофаг у входа в агору Эфеса. Его сын начал строительство библиотеки на могиле своего отца, но заболел и, предчувствуя смерть, завещал достроить библиотеку своему сыну, то есть внуку консула Цельсия. Что последний и осуществил к 125 г. н.э.

Это уникальное здание являлось одновременно и огромным читальным залом, и надгробным памятником над могилой отца и деда. В библиотеке хранилось около 12 тысяч пергаментных свитков, каждый из которых по тем временам стоил целое состояние. Рукописи располагались в трехэтажных нишах и были защищены от влаги благодаря хитроумной системе двойных стен.

Могила Цельсия находится под библиотекой. Нужно спуститься по лестнице и пройти 15 метров. Небольшой саркофаг из мрамора украшен рельефными портретами богини Ники, Эроса и...Медузы Горгоны (любимого символа Джани Версачи). Из чего можно сделать вывод, что человеческое консулу было не чуждо.

Громадное здание библиотеки (длина 21 метр, высота 16 метров) с колоннами, устремленными в небо, производит неизгладимое впечатление. Красивейший памятник архитектуры, украшенный скульптурами и барельефами, вводит туристов в состояние "фотографического транса" своим величием, изысканностью и красотой одновременно. Испытывая то же состояние, фотографируя до бесконечности окружающую красоту, я думала о великой любви сына и о выдающемся консуле-отце, о любви, благодаря которой мы видим этот античный шедевр и помним имя Теберий Юлий Цельсий, вошедшее в историю.

Увы, уже в 265 г . н.э. в результате вторжения готов, библиотека была разграблена, разрушена и сожжена, но дикие готы пощадили могилу консула и память сына об отце.

Налево Публичный дом?

Эфес сегодня - центр туристической зоны побережья Эгейского моря, куда ежедневно прибывают многочисленные иностранные туристы. Но несмотря на это, археологическому наследию античной эпохи в Турции не придается должного значения. В стране "дешевого туризма и пляжного отдыха" я не заметила почтения к древности! Археология включена в программу жесткой экономии, и ни для кого не секрет, что Трою и Эфес нашли и раскапывали иностранцы, а финансирует раскопки отнюдь не турецкое правительство, а преимущественно частные иностранные инвесторы.

Всего несколько лет назад в турецких университетах появился новый предмет - реставрация. Профессиональных историков и археологов в Турции очень мало. Историческая наука развивается весьма произвольно, научные труды часто напоминают туристические проспекты, а не исследования специалистов.

Моя экскурсия с Антоном по Эфесу длилась 3 часа, которые пролетели как 5 минут. Я постоянно слышала иностранную речь, в основном итальянскую, русская группа была одна - наша! Мне не верилось, что это Турция и рядом греческое Эгейское море...

Море, как говорилось выше, играло ключевую роль в развитии и истории портового города Эфес. В развращенный средиземноморский порт с центром поклонения языческой богини Артемиде и в место распространения христианства в Азии каждый день приплывали купцы. На местном рынке (Агоре) они обменивали свои товары на другие, привезенные из Средней Анатолии торговыми караванами.

Пройдя по портовой улице 530 метров к рынку, продав или обменяв товар, завершив свои дела в Агоре, античные купцы, так же как и современные мужчины, жаждали отдыха и развлечений. В те далекие времена у них было два варианта: пойти направо и прикоснуться к роскоши (то есть к чтению пергаментных свитков) в библиотеке Цельсия, либо повернуть налево в публичный дом, от которого до наших дней дошли лишь невзрачные развалины. Но именно эти руины вызывают ожесточенные споры между историками, археологами и экскурсоводами. Что это, дом терпимости, либо двухэтажный дом зажиточного эфесца? Я за первую версию. Мое мнение основано на следующих фактах: - Мозаики изображают трех женщин с напитками, сидящими вокруг стола.

- В столовой представлены 4 женских портрета, якобы, символизирующих 4 времени года.

- Именно в этом здании найдены эротические фигуры и самый скандальный сувенир из бодрума "непонятный бог или Бес с очень большим мужским органом"!

- Найдены надписи в туалетах, определяющие это место. - В начале Мраморной дороги найден указатель, где наличие "Дома Терпимости" описано символами и фразой "следуй за мной" и есть изображение женщины!

Какие еще доказательства нужны историкам? На мой взгляд, историю, как обычно, трактуют в угоду морали, предпочитая не замечать очевидного. Ведь Эфес пользуется особой популярностью у католиков и православных, как ранний христианский город, в котором проповедовал апостол Павел! Кстати, о морали...не чужды были ей и жители римского Эфеса, о чем свидетельствуют последние раскопки, в результате которых был обнаружен потайной ход между библиотекой и Домом с изображением женщин. Скажите мне, пожалуйста, зачем даже зажиточному эфесцу нужно тайно ходить в бесплатную библиотеку?

В сети мне удалось найти следующую информацию по этому вопросу. Перевожу ее на язык Антона...

- Античные мужики были те еще подкаблучники, и так как публичный дом был у всех на виду, им не оставалось ничего другого, как отправляться за развлечениями в библиотеку.

- Их жены, стервы еще те, могли при первом подозрении отравить мужа ядом (доказанный историками факт).

Поэтому и прорыли подземный ход, который был нужен и жрицам любви тоже. Так как древние книги стоили целое состояние, мужья должны были рассказать жене и друзьям содержание пергаментных свитков. Поэтому античные проститутки знали содержание большинства книг, и мужчины получали коктейль три в одном: секс, баню и литературу. Согласитесь, что наличие подземного хода говорит, скорее, за первую версию трактовки предназначения невзрачных руин. Так неожиданно историко-философский смысл всем известной фразы "Налево" стал окончательно мне понятен после экскурсии в древний Эфес.

"Здравствуй, Цезарь. Идущие на смерть приветствуют тебя!". Мода и гладиаторы.

Долгое время эпоха античности была, так сказать, не в тренде, и не интересовала широкую публику. И даже фешн гуру 90-х Джани Версаче с его фирменным стилем не смог пробудить интерес к античным временам. Все изменилось благодаря Голливуду. Фильм "Гладиатор" с Расселом Кроу, "Троя" с Бредом Питтом, "Александр" с Коллином Фареллом пробудили общественный интерес и породили новую моду - моду на античность. Своего пика она достигла летом 2011 года: сандалии-гладиаторы, вечерние платья-туники в греческом и римском стиле от высоких домов мод на голливудских церемониях, фотосессии известных моделей на фоне античных руин. История, как и мода, развивается по спирали, поэтому античность великолепно интегрировалась в 21 веке, что спровоцировало дальнейший интерес к теме гладиаторов распиаренных Голливудом.

Мало кто знает, но и в наше время можно посмотреть на гладиаторские бои, достаточно прилететь в современный Эфес. Правда, вместо железных мечей - деревянные, но зрители, словно древние римляне, наблюдая, как один из бойцов берет верх над соперником, также опускают большой палец вниз и в экстазе кричат "Убей его"!

Гладиаторские бои в известном на весь древний мир эфеском амфитеатре были любимым развлечением приезжих купцов и местных жителей. Театр самый большой в малой Азии, построенный греками в 3-м веке до н.э. был реконструирован римлянами. В лучшие времена он вмещал до 25 тысяч зрителей и был виден кораблям, прибывающим с моря. Он находился в начале портовой улицы, был украшен скульптурами в нишах и изящными рельефными рисунками. Театр был трехэтажным с высотой сцены 13 метров, в отличие от Одеона в нем принимали участие только мужчины.

Во время нашей экскурсии вдруг неожиданно запела женщина оперу на итальянском языке. Все были потрясены необыкновенным звуком и акустикой, причем, как пояснил Антон, этот потрясающий звук не разносится за пределы театра, так что древнему городу представления не мешали спать.

Амфитеатр меня поразил своими размерами, акустикой и комнатами гладиаторов. Невозможно передать ощущения, как будто ты оказался в прошлом. В отличие от меня, гладиаторы не особенно интересовали уставшего Антона, и он не сообщил, что 5 лет назад в городе Эфес ученые обнаружили первое известное науке кладбище гладиаторов, на котором были найдены останки 67 человек и 3 надгробия. Дальнейшие раскопки и изучение останков позволили скорректировать данные о гладиаторах и навязанную Голливудом концепцию "...Идущий на смерть приветствует тебя!".

Надгробия, украшенные изображениями бойцов в полном снаряжении, а на плитах высечены имена и эпитафии. Изучением хорошо сохранившихся скелетов занялись австрийские антропологи-криминалисты. По характеру ранений и химическому составу костей ученые пришли к поразительным сенсационным выводам. В результате биохимической экспертизы стало ясно, что подавляющее большинство погребенных умерло не от смертельного удара в сонную артерию и даже не от боевых ран, а от старости, хронических и венерических заболеваний. Значит, классический сюжет Голливуда - выдумка сценаристов, а гладиаторы, вопреки распространенному мнению, не всегда были рабами-смертниками. Сейчас их назвали бы, скорее, профессионалами шоу-индустрии, принадлежащими к элитной части римского общества. Ведь в могилах были обнаружены дорогие именные доспехи, украшенные золотом и серебром, которые нищие рабы позволить себе явно не могли.

Биохимический анализ остатков также показал, что гладиаторы не испытывали недостатка в калорийной пище, но основу их рациона составляли бобы и ячменная каша. Современники их называли "жующие овес". Исследователи предположили, что использование еды, изобилующей углеводами и клетчаткой, давало гладиаторам не только энергию и мышечную массу, но и формировало жировую прослойку. В ходе поединка противники наносили друг другу секущие удары, которые делали зрелище кровавым, не причиняя серьезного вреда! Без хорошего питания и отдыха с тренировками гладиаторы не выдержали бы и нескольких минут на арене, а это значит, что рабами, идущими на смерть, можно назвать далеко не всех древних воинов. Открытое в Эфесе кладбище гладиаторов позволило с помощью современных технологий реконструировать облик погибших и доказать, что они не были рабами.

Так что, благодаря Эфесу и его амфитеатру, у нас есть альтернативная точка зрения: гладиаторские бои в Древнем Риме были чем-то вроде шоу, а все участники их, как правило, оставались в живых. А миф о кровавой римской забаве сотворен писателями-сценаристами, больше заботящимися об остроте сюжета, чем о правдивости истории.

Раскопки в Эфесе продолжаются, а это значит, что вскоре прольется свет на многие интересные факты античной истории и не только из жизни гладиаторов.

После экскурсии в Эфес, я неожиданно открыла для себя абсолютно другую Турцию, не описанную в туристических путеводителях. Уникальную страну, где причудливо переплелись следы многочисленных цивилизаций, поэтому древняя история и культура Турции так уникальна. Раскопки древних поселений, интереснейшие археологические музеи в Стамбуле и городе Сельчук, в которых я, к сожалению, еще не была, но обязательно планирую посетить. Так же, как и другие великолепные памятники античной эпохи, сконцентрированные в районе Эгейского моря: Бергама, Троя и еще раз Эфес!

Кстати, в Эфесе 140 лет назад во время раскопок в амфитеатре был найден каменный указатель, с помощью которого смогли отыскать остатки храма Артемиды Эфесской - одного из семи Чудес Света!

Но это уже другая, следующая история про мою тату, культ Реи-кибелы, про амазонок, куретов и Артемиду, деву Марию и современную женщину! Продолжение следует...

Другие записи автора

Anastasia Vorontsova — image maker — about the beard. Борода: растить или сбрить?

12 Июля 2016 г.
Мужской стиль начинается со стрижки

Вся правда о «Мисс Красноярск-2016»: после бала...

19 Мая 2016 г.
Финал 2016 стал самым зрелищным за всю историю конкурса

Правильно ли мы пьем коньяк?

5 Апреля 2013 г.
В Красноярск с визитом, посвященным презентации эксклюзивного коньяка, приехал Морис Хеннесси. Это так по-европейски, когда собственник занимается продвижением своего продукта.

Читайте скоро: "Светская жизнь, конкуренция лошадей и шляпок!!!! World Cap of Dubay"

3 Июля 2012 г.
Я сто лет не писала в блог - то летала, то болела, то училась, то работала слишком много. За эти полгода я изменилась, внешне и внутренне, осмыслив, что важно для меня, а что нет в новой реальности. С удовольствием продолжу рассказывать о нужном и интересном в мире моды, путешествий и р...

Неизвестная Сицилия: Полчемодана деликатесов и ни слова о мафии!

14 Июня 2011 г.
Описать все красоты и чудеса Сицилии невозможно, никакие фотографии не передадут буйство красок и эмоций. Недели отдыха на острове очень мало, для меня она пролетела, как один день.

Политики и мода: Молчать я больше не могу (полная версия)

21 Марта 2011 г.
Всем любителям немецкого и "провинциального" стиля хочется лишь напомнить: "Встречают по одежке...". Это старый афоризм, не теряющий своей актуальности и сегодня. И чтобы встретили достойно, надо уметь работать не только с документами, но и с гардеробом!

Политики и мода: молчать я больше не могу

24 Февраля 2011 г.
Вооружившись ручкой, тетрадью и фотографом, я внимательно слушала пленарные заседания и одновременно выносила собравшимся свой "модный приговор"!

Женский взгляд на мужские подарки

13 Февраля 2011 г.
Нам всегда хочется праздника, романтики и вашего внимания! Весь смысл дарения - это ваша наблюдательность и внимание. И не нужно много времени тратить на размышление о подарке - нужно просто искренне желать порадовать близкого человека!
Rss_45