Встреча исполнительного директора РАВВ Елены Довлатовой с руководителями водоканалов Красноярского края
Напомним, федеральнй закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» был принят 7 декабря 2011 года и вступил в силу с 1 января 2013 года. Отметим, до этого дня водопроводное хозяйство оставалось единственным инфраструктурным сектором российской экономики, не имеющим отраслевого закона, а деятельность предприятий ВКХ регулировалась 61 000 нормативно-правовых актов.
Новый Закон призван регулировать отношения в сфере холодного и горячего водоснабжения с использованием закрытых систем водоснабжения и водоотведения. В связи с этим всем хозяйствующим субъектам необходима модернизация очистных сооружений. Кроме этого, Закон закрепляет процесс тарифного регулирования для водопроводных организаций. В том числе предусматривается дифференцированный подход к установлению тарифов для различных категорий абонентов. Также в законе прописана процедура подключения абонентов к централизованным системам водоснабжения и водоотведения.
В тоже время, по словам Елены Довлатовой, в Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения поступили и продолжают поступать сотни обращений от предприятий водно-канализационного хозяйства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам вступления в силу положений Закона.
Исполнительный директор РАВВ акцентировала внимание участников встречи на том, что еще до вступления в силу Закона Правительство должно было принять предусмотренные им подзаконные нормативные акты. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 года №536-р «План подготовки проектов актов Правительства РФ и ведомственных актов, необходимых для реализации ФЗ-416 «О водоснабжении и водоотведении»» федеральным органам исполнительной власти необходимо было подготовить и утвердить 17 нормативно-правовых актов Правительства РФ, в том числе 9 – Минрегиону России. Пока не утвержден ни один из необходимых подзаконных актов, что серьезно осложняет применение норм отраслевого Закона.
Как отмечали руководители водоканалов края, в муниципалитетах крайне низкая готовность градостроительной документации. А согласно статье 38 Закона органам местного самоуправления надлежит именно на е ё на основании разработать и утвердить до 1 января 2014 года муниципальные схемы водоснабжения и водоотведения. Разработка схем требует финансовых средств, но закон не определяет источников финансирования. Ответственный за разработку схем – муниципалитет, а фактически заинтересованный участник – организация водопроводно-канализационного хозяйства.
В связи с этим Водоканалам трудно реализовать на практике часть 2 статьи 40, в которой говорится, что утверждение инвестиционной программы развития систем ВКХ не допускается без утвержденной органом местного самоуправления схемы водоснабжения и водоотведения.
Другая проблема, которую обозначили водокальцы, связана с появлением нового субъекта отношений в сфере водно-канализационного хозяйства – гарантирующей организации. Статус гарантирующей организации требует дополнительных издержек, однако в тарифах на текущий год не учтены затраты на транспортировку и прочие затраты, которые сейчас несут организации, эксплуатирующие объекты централизованной системы водоснабжения и водоотведения.
Исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова заверила представителей Ассоциации производителей услуг водоснабжения и водоотведения Красноярского края, что все вопросы, поднятые на встречи, будут доведены до профильных департаментов Минрегионразвития для разъяснения нововведений, также возможной корректировки законодательства.