Рабочая группа при правительстве России считает ферросплавный завод безопасным для красноярцев
В отчете указано: "выбросы первого класса опасности у проектируемого ЕФЗ отсутствуют".
Интернет-портал ДЕЛА.ru сегодня опубликовал материалы, подготовленные в конце июля 2012 г. рабочей группой при правительстве России по итогам изучения проекта Енисейского ферросплавного завода. В документе дана оценка по ключевым вопросам, относящимся к проекту строительства. В целом эксперты приходят к выводу, что проект завода не представляет опасности для людей.
В документе проводится анализ существующих выбросов и загрязняющих веществ в атмосферу города и 20-километровой зоны вокруг него на основании данных Росприроднадзора. В 2011 г. суммарный объем выбросов составил 917 тыс. т. Из них на долю транспорта пришлось 408 тыс. т, промышленных предприятий - 153,7 тыс. т. При этом, по данным ФАУ «Главгосэкспертиза», суммарный объем выбросов от ЕФЗ составляет 4,1 тыс. т в год.
По оценке рабочей группы, ЕФЗ по суммарному объему выбросу сопоставим с такими действующими предприятиями, как ООО «Красноярский цемент» (суммарные выбросы — 4,6 тыс. т в год), ООО «КрасТЭК» (5,8 тыс. т). Также отмечается, что все вещества, выбрасываемые предприятием в атмосферу, находятся «в пределах гигиенических нормативов состава воздуха в районе населенных мест».
Согласно данным документа, 18 июня на заседании рабочей группы Минпромторг РФ и ВЭБ предложили губернатору Красноярского края Льву Кузнецову «реализовать мероприятия по сокращению выбросов действующих предприятий, которое в несколько раз превысит объем вредных выбросов ЕФЗ». Однако Кузнецов назвал такое решение неприемлемым, ссылаясь на негативное общественное мнение относительно строительства ферросплавного завода.
Также губернатор Кузнецов заметил, что в крае существуют альтернативные площадки для реализации проекта со всей необходимой инфраструктурой, а региональное правительство готово предоставить инвестору налоговые льготы, чтобы компенсировать потери от переноса площадки строительства. Впрочем предложений по альтернативным площадкам от краевого правительства не последовало.
В то же время, по оценке ЗАО «ЧЕК-СУ.ВК», перенос площадки неизбежно повлечет за собой задержку реализации проекта на 4-5 лет, что значительно снизит его рентабельность и привлекательность для инвесторов.
А Внешэкономбанк считает перенос площадки нецелесообразным в принципе, поскольку при смене места строительства заводе велик риск возникновения протестов и на новом месте.
Кроме того, в документе приводится анализ экспертных заключений по проекту, представленных в рабочую группу обеими сторонами конфликта. Конечно, выводы, изложенные в этих заключениях, абсолютно противоположны. В связи с этим Минпромторг РФ направил их копии для анализа в Сибирское отделение РАН. Там, проанализировав материалы, пришли к выводу, что выбросы ЕФЗ не могут оказать «общетоксического и специфического влияния на здоровье населения поселка Придорожный и Красноярска».