Травматолог Максим Величко: "На Олимпийских Играх решаешь ребусы не по канонам классической медицины"

Хирург травматолог из Красноярска Максим Величко в составе медицинской сборной России работал на Олимпийских Играх в Лондоне, затем на Параолимпийских Играх. Впечатления врача о грандиозном празднике спорта и о том, насколько важно каждому из нас найти своего врача - наш разговор.

– Олимпиада для каждого спортсмена - это самое важное событие в его карьере. Для врача это тоже, прямо скажем, не рядовое мероприятие… Как Вы попали в медицинский состав сборной России?

– С этого года Федеральное медико-биологическое агентство занимается медицинским сопровождением Олимпийских игр. Я, как сотрудник ФМБА, и врач, который оперирует, в том числе, спортивные травмы, включен в состав бригады врачей и командирован в Лондон, где занимался медицинским обеспечением Олимпийских игр. Обязательным условием было знание нескольких языков. В моем случае английский, французский, немецкий

В составе бригады вошли врачи травматологи, мануальные терапевты, психологи, массажисты, терапевты. Тот состав, который всегда сопровождает спортсменов на такие соревнования. В сборной врачей были москвичи, а мне просто повезло.
Нас было два травматолога - Сергей Васильевич Архипов - заведующий отделением спортивной травмы Центра ФМБА и я. Пять врачей работали непосредственно в Олимпийской деревне, девять вне ее, плюс был пункт развернут на гребном канале, он был в отдалении от всех остальных спортивных сооружений и там тоже был медицинский пункт.

– Чем Вы занимались непосредственно?

Как травматолог я занимался всем, что связано с травмами - помощь при повреждении связок и так далее. Помимо этого, в наши функции входило сопровождение спортсменов если им требовалась поликлиническая помощь, стационарная, помогали оформлять медицинскую документацию, все что связано с антидопинговым допуском, оформлением деклараций, разрешений на инъекции препаратов.

Мы работали только с российской сборной в плане того контекста, о котором я сейчас говорил. Помимо этого, любой человек, который шел мимо нашего пункта, мог обратиться за помощью. И обращения были не только со стороны спортсменов, но и тренеров, волонтеров.

Если говорить о спортсменах, то чаще всего обращались с хроническими травмами, которые давали о себе знать во время тренировок или выступлений. Это, прежде всего хроническая травма коленного сустава, тендиниты, эпиконделиты, микротравмы, которые становятся явными, большими и значимыми во время максимальных нагрузок.

– Как профессионалу, врачу, что вам было интересно?

– Мне были интересны задачи - иные, нежели те, которые ставятся перед классической медициной. В классической медицине ставится задача вернуть человека в строй, но в отдаленной перспективе, а здесь задача все-таки выступить здесь, сейчас и с минимальными последствиями для здоровья конкретного спортсмена. Задачи немного разные. Вот это было интересно - как решить этот ребус - с одной стороны не нанести вред спортсмену или ограничиться минимальным вредом, потому что как Вы, сказали, Олимпиада - это самое важное событие в жизни спортсмена, он должен выступать, и он будет выступать.

– Победа любой ценой?

– Думаю, нет. Адекватный человек не готов платить любую цену за выступление на Олимпиаде, может это не последняя его Олимпиада. Речь идет о том, чтобы адекватно донести до спортсмена тяжесть его состояния на текущий момент и принять какие - то меры, которые с минимальными повреждениями и проблемами позволят ему выступить. Вот решить эту задачу порой было не так просто, потому что это непривычное для меня условие. У тебя нет двух-трех недель для динамического наблюдения, нужно все решать здесь и сейчас.

– Вам приходилось говорить, что спортсмену нельзя продолжать участие в Играх

– Слава Богу, нет, все спортсмены проходят серьезное медицинское освидетельствование перед Играми. Это олимпийская сборная, спортсмены были готовы и отобраны с медицинской точки зрения так, чтобы выступить, без осложнений. Хотя, были такие случаи, которые невозможно прогнозировать. Но нельзя так сказать, что я принял какое то решение в отношении спортсмена. Решение всегда выносится коллегиальное и закрепляется директором центра, конкретно Сергеем Васильевичем Архиповым.

– Хотелось бы спросить о Ваших впечатлениях от Олимпиады. Накануне Игр много говорилось о беспрецедентных мерах безопасности. Это нервировало?

– Даже те меры безопасности, которые там были приняты, с лихвой компенсировались огромной терпимостью принимающей стороны ко всему и ко всем. Причем, терпимость такая активная - с желанием помочь, если будет необходимость. Готовность помочь, терпимость к вероисповеданию, волеизъявлению….Все же по-разному привыкли требовать своих прав… И эта терпимость с лихвой компенсировала все меры безопасности, и ничьи права ущемлены не были. По крайней мере, я не слышал нареканий.

– Все-таки Олимпийские Игры - это грандиозный праздник. Что Вам запомнилось больше всего, что удивило?

– Это была работа. Но победы мы праздновали вместе со спортсменами, их результаты радовали, приятно было осознавать, что мы принимали какое- то участие в их судьбе и судьбе их медалей. Хотя я сразу хочу оговориться, что медали, завоеванные спортсменами - сугубо их заслуга, это их здоровье, их труд. Только их.

– За кого Вы болели?

– Я больше всего болел за волейболистов, за мужскую сборную.
Мне трудно выделить одно какое-то событие, впечатление, потому что Олимпийские Игры - это такой нескончаемый праздник. Но интересные ощущения - это праздник, на котором ты работаешь. Когда приезжаешь в Лондон, понимаешь, что идет Олимпиада, а стоит отъехать от столицы, там - обычная жизнь, как будто и не было такого события. Это не плохо или хорошо, мне показалось, что это их образ жизни, образ мыслей такой - права человека не должны ущемляться, не смотря на то, что идет тридцатая Олимпиада.

– Вы сейчас едете на Параолимпийские игры, рискну предположить, что как врачу, Вам будет сложнее работать

– Я не знаю. Могу сказать одно - руководство сообщило, что не видит необходимости в смене состава врачей, это говорит о том, что мы можем выполнять те же самые задачи эффективно, с их точки зрения. Каких - то особых установок нет, из чего я заключаю, что принципиально наша работа не будет отличаться от той, что была во время Олимпийских Игр.

– Вы только вернулись с Олимпийских Игр и сразу в операционную…

– Это и есть жизнь, собственно. Та часть - Лондон, Олимпиада это исключение, а здесь - это настоящая жизнь - в операционной.

– По возвращению из Лондона, какие у Вас планы?

– Планы… У заведующего отделением под стеклом есть график - там написано что у меня отпуск. Если говорить о прожектах и идеях, они делятся на хирургические и на те, что есть в моем частном кабинете. Если говорить о хирургической деятельности - много новых операций, нового оборудования, которое еще только будет поступать в ближайшее время. Много всего интересного в профессиональном плане предстоит, как мне кажется. А что касается моего хобби, детища - самореализация на уровне ортопедических изделий, может быть на уровне робототехники, которая поможет людям с ограниченными способностями более цивилизованно существовать.

– Как вы все успеваете? Учить языки, делать столько операций, заниматься разработками…

– Всегда есть плата

– Какова она у Вас?

– Она очень дорогая.

– Назовете?

– У меня до сих пор нет семьи. Из-за участия в Олимпиаде мне пришлось перенести дату свадьбы… За все нужно платить.

– Я хочу пожелать, чтобы у вас все сложилось гармонично

– Спасибо

– Хоть вы и не участвовали в спортивных соревнованиях, но мы за вас искренне переживали и болели. Приятно было знать, что врач консультант Сибирского медицинского портала на Олимпиаде в самой гуще событий

– Да, если бы я участвовал, думаю, результат нашей сборной был бы гораздо хуже… Я бы хотел, чтобы Вы упомянули следующее. Некоторые люди думают, что если я туда попал, то я обладаю какими-то сверхъестественными навыками, то что я лучше, чем другие специалисты. Это совсем не так. Есть просто перечень неких требований, я ему соответствую. Много есть людей, которые достойные, соответствуют тем же требованиям, так получилось, стечение обстоятельств, которые привели к тому, что я туда попал. Это не был такой путь, к которому я целенаправленно шел, специально учил языки, оперировал много спортсменов... Отнюдь! Это просто случайность. В том или ином смысле случайность. Понятно, что просто так ты туда не попадешь... Я бы хотел чтобы меня оценивали по моей текущей деятельности, по этой, реальной жизни. Я оперирую, у меня есть пациенты. Есть удачи, есть неудачи. Вот это - реальная жизнь. А такой факт, как поездка на Олимпиаду - я просто счастлив, что мне удалось выполнить свою функцию. Но это не выводит меня из ряда обычных врачей.
По теории вероятности если ты много работаешь, все равно куда -то попадешь. Моя задача была пройти ровно и не ударить в грязь лицом.

– Вы хирург травматолог. Расскажите о современных тенденциях развития этого направления хирургии

– Если говорить о травматологии, общая тенденция идет больше к амбулаторной помощи, к быстрой выписке из стационара, на реабилитацию. И второе - это малоинвазивная хирургия, но операция должна быть не в том смысле, что выполнена через маленькие дырочки, операция может быть сделана и открытым доступом, но при этом иметь минимальное повреждение тканей, они должны быть максимально полно соединены, полная адаптация краев ран и так далее. Этому сейчас уделяется колоссальное внимание - чтобы человек быстро реабилитировался после вмешательства.

– Что бы Вы могли пожелать посетителям Сибирского медицинского портала?

– Я бы пожелал при выборе врача и медицинского учреждения, руководствоваться не "вестником зож", не советом соседей, а необходимо собрать разностороннюю информацию, из нескольких источников… В общем, могу это свести к одной практической рекомендации, которая уже всем оскомину набила - с появлением большого количество методов визуализации, дополнительной диагностики сильно уменьшили роль врача в установке диагноза и в определении тактики лечения.

Я бы всем хотел пожелать - приходите и общайтесь с доктором, не делайте поспешных выводов, не назначайте сами себе МРТ,КТ,УЗИ, потому что это лишь дополнительные методы диагностики, которые складываются только в голове доктора в какую-то общую картину. Нельзя лечить МРТ изображение, УЗИ изображение… Я бы посоветовал и врачам и пациентам вернуться на землю и больше общаться между собой, без идолопоклонничества перед всеми методами диагностики. С моей точки зрения это ошибочно , этот период пройдет. Сейчас огромное количество этих приборов и все они говорят о том, что нужно куда- то идти, что- то лечить. Диагноз - только в голове врача. Я всем искренне советую найти своего врача.

– Порой хорошего врача найти - проблема

– Да, но это еще хуже, чем человек сам найдет себе метод диагностики, расстроится… Это повальное увлечение и среди врачей, кстати, тоже - «МРТ сказало, что у вас повреждение, значит мы его будем оперировать». Так что, ищите своего врача и следуйте его рекомендациям.

Автор Наталья Жабыко

Источник Сибирский медицинский портал

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >