«Нам медиков хватает, не хватает самой медицины»

Всеобщая индустриализация ведет к конвейерной системе, порождает недоверие к медицине и врачам.

В.Т. Волков, Г.И. Цыров, Н.Н. Волкова, В.И. Кустов

Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

История медицины убедительно доказывает, что медицина всегда притягивала в свою область лиц, наделенных особыми природными данными, готовых к подвижничеству, состраданию, как это особенно отчетливо проявляется в религии, христианской морали и духовности. Генетически современная светская медицина тесно связана своими корнями с религиозным движением и духовными традициями русской медицины, христианскими заповедями милосердия, сострадания и любви к ближнему.

Образ человека как совокупность не только функционирующих органов и систем, но и социальных отношений, как уникальной личности удел не только философии, но и медицины, несмотря на то, что она является областью прикладных наук. Хотя с этим не был согласен великий Гиппократ, утверждая: «Зачем искать философию – она в медицине, зачем искать мудрость – она в медицине».

Определяющим звеном совокупности отношений к больному со стороны медицины является психология, которая вобрала в себя конкретные механизмы и тончайшие закономерности жизнедеятельности той части человеческого бытия, которую постулирует философия и с которой имеет дело медицинская практика. Подобные сопоставления помогают поиску путей реального сближения медицины и психологии, а также указывают возможности построения медицинской практики с учетом не только психологических и физиологических, но и духовных закономерностей человеческой жизни.

Игнорирование психологических проблем и личности больного наиболее наглядно прослеживается в конструкции клинического врачебного диагноза, в котором находит отражение лишь соматический компонент диагноза и отсутствует его психологический компонент с выделением синдромов психологического уровня. Подобного рода построение клинического диагноза не соответствует диагнозу по Балинту, а проводимая терапия без участия психолога и психотерапевта, как и конструкция диагноза, является парциальной и не отражает внутренней картины заболеваний, психологических проблем пациента, которые необходимо четко сформулировать и по мере возможности устранить или смягчить. Это относится к дефектам врачебного диагноза и клиническому мышлению врача, особенно это касается таких классических психосоматических заболеваний, как бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенный колит, и других.

Вернемся к затронутой проблеме милосердия, которое отсутствует во врачебном диагнозе, как и выяснение проблем пациента, в том числе психологического, социального и духовного уровня. При этом следует добавить, что помимо естественно-научной и гуманитарной, общеметодологической парадигм, используемых в медицине и врачевании, следует выделить еще одну парадигму – эсхоластическую, согласно которой человек воспринимается как духовное существо (Братусь Б.С., 1994). Эта парадигма является новой, только зарождающейся в отечественной психологии. Однако она имеет удивительную историю.

Рассмотрим эту и предыдущие проблемы в историческом плане. В греческой медицине V-VI вв. до н.э. можно видеть две основные линии в медицине античного периода – ориентацию на излечение болезни, устранение нарушений функционирования организма, с одной стороны, и исцеление человека в воссоздании нарушенных болезнью отношений с миром – с другой. Этим направлениям соответствовали традиции Книдской и Косской (Гиппократовой) школ.

Дальнейшую судьбу этих ориентаций можно проследить в истории русской медицины. Становление врачевания на Руси как особой социальной системы попечения о болящих было неразрывно связано с проникновением в быт и нравы людей христианства. С X века начиная с момента крещения Руси, врачевание находилось под непосредственным покровительством Церкви. Великий князь Владимир в своем уставе (996 г.) объявил больницы церковными учреждениями, а «ленцов» (врачей) – людьми церковными. Насколько в представлении людей христианские заповеди милосердия, сострадания, любви к ближнему связывались с попечением о болящих (равно как и заботе о вдовах, стариках, сиротах), видно из того, что князь Владимир, крестившись, строил церкви, больницы, богадельни, странноприимные дома, как свидетельствуют летописи, велел разыскивать по городу и доставлять на дом пропитание.

Первыми благотворительными учреждениями в России вплоть до XVIII века одновременно и обителями врачевания были монастыри. Врачевание в них было бесплатно и финансировалось государством, а представление о врачевании расценивалось как подвижнический долг монахов. Для тяжелых больных при монастырях строились специальные больницы, где монахи бесплатно ухаживали за пациентами.

В XI веке просвещенные монахи собирали и переводили греческие и византийские рукописи, пополняли их своим опытом и обучали врачеванию. Представители монастырской медицины являлись основными врачебными деятелями вплоть до XVI века, а основными больницами на Руси были госпитальные палаты – монастырские больницы, которые превращались в военные госпитали при осаде городов, карантинные больницы при эпидемиях.

Но существовала вместе с тем и светская медицина, мирская. Она вышла из Византии (X-XII вв.), бывшей тогда очагом знаний в области медицины. Светские врачи требовали плату за свою работу, но вместе с тем она была объединена единой христианской религией, единым идеалом – служением ближнему.

Во времена правления Ивана Грозного светская медицина не упоминается, и, как прежде, она была бесплатной. В дальнейшем, в XVIII-XIX вв. дело христианского призрения болящих вылилось в создание различных благотворительных учреждений – приютов, богаделен, общин милосердия, сердобольных вдов, а развитие светской медицины привело к возникновению самобытной русской врачебной школы.

Следует подчеркнуть, что медицина на Руси того времени строилась сообразно с православным видением человека, сущности и смысла болезни и врачевания, в которых доминировали вечные истинные добродетели христианской морали и заповеди милосердия, любви и сострадания к больным, сиротам, вдовам и старикам. Наиболее это проявилось в обителях милосердия – прообразах современного хосписа, где царили те же принципы и мораль по отношению к недугам человека, отображая суть христианского служения людям и высоконравственное отношение к больным как гуманной форме подвижничества, не сообразуясь с положением в обществе, в связи с чем обители часто возглавляли представители царской династии, знатные люди и попечители разного уровня.

В конце XVIII – начале XIX века в отечественной медицине наметились естественнонаучные принципы понимания врачевания и отношения к пациенту. Произошла смена живых христианских ценностей и идеалов, которые привели к нежелательной метаморфозе. Произошла утрата страдающего человека и замена его на организм с нарушенными функциями. Все большее оправдание получают опыты на людях, эксперименты на животных, отношение к больному человеку стало недопустимо упрощенным.

На фоне исчезновения понятия милосердия и других добродетелей христианской морали появляется мрачная фигура тургеневского Базарова, отрицавшего с изрядным цинизмом и нездоровым скепсисом моральные ценности и красоту. На таком фоне возникает земская медицина, послужившая на благо России своими лучшими достижениями (бесплатность, общедоступность, профилактическая направленность). Именно в ней со всей отчетливостью просматриваются те идеалы, которые мы в наши дни пытаемся воплотить в семейной практике. Как и в современных хосписах, мы находим философию забытых общин милосердия прошлого.

Существующая модель врачевания, подготовки врачей и их отношение к пациенту сводится лишь к устранению нарушения функции органов жизнедеятельности при заболеваниях. Идеальным отношением к больному является объективность и профессионализм. Главная цель работы понимается как излечение болезни (вылечить до конца), в больницах больные лечатся, а не живут.

Идеальное отношение больного к своей болезни, при котором он вписывается в существующую систему и совершенно доверяет врачу. Человеческое внимание к больному не считается необходимым, а личные отношения с пациентом могут, по мнению врачей, лишь затруднить работу и лечение.

Элементарный опрос врачей: как можно изменить образ пребывания больного в стационаре, не выходит за рамки привычной модели взгляда на эту проблему. У врачей нет понимания необходимости смены установки больницы и ее организации. Любой современный врач, даже если он признает необходимость иного отношения к больному, будет держаться логики существующей системы и модели мышления.

Складывается впечатление, что фигура Базарова отчетливо присутствует в существующей модели врачевания и отношения к пациенту. Идолопоклонство перед современной аппаратурой, снобизм и нигилизм по отношению к проблемам пациента и его личности пополняют современную медицину значительно возрастающей популяцией «имитаторов» медицины, а современный пациент, опутанный бесчисленными проводами среди бесчисленных экранов и дисплеев, а также участников многочисленного консилиума, совершенно теряет нить, связывающую его с лечащим врачом. Об этом с грустью сетовал Гиппократ: «Врачей у нас много, медицины нет, врачей по призванию много, по умению мало», а Моруа ностальгически вспоминал земского старенького врача с неизменной луковицей часов и участливым взглядом на больного.

Полное игнорирование специфической человеческой реальности в существующей системе врачевания ведет к ощущению одиночества, никчемности, заброшенности и унизительного состояния пациента с его проблемами, которые он не в состоянии разрешить без профессиональной помощи и участия со стороны медицинского персонала.

Писатель Стефан Цвейг проницательно отметил эту тенденцию современной медицины: «Научная медицина рассматривает больного с его болезнью как объект и отводит ему почти презрительную, абсолютно пассивную роль». Подобную оценку дает и Монтескье: «Нам медиков хватает, не хватает самой медицины».

Всеобщая индустриализация, узкая, как флюс, специализация врачей ведет к конвейерной системе, порождает недоверие к медицине и врачам. На этом фоне подготовка нового класса руководящих кадров в медицине – академических сестер, всесторонне подготовленных в вопросах психологии, медицины, менеджмента, рыночной экономики, которые уделяют внимание проблемам пациента, его уникальной личности и запросам, внушает особый оптимизм и надежду на возвращение вечных ценностей и гуманных традиций медицины не как ремесла, а как науки и искусства.

Искусство врачевания в Античном мире.

Приемы врачевания зародились в Египте за 4000 лет до н. э.

Монастырская больница Миниатюра из рукописи "Житие Антония Сийского". 1648 г.

Автор не указан. "Показательная операция в клинике Пирогова".

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >