Суррогатное материнство: Мамы всякие нужны, мамы всякие важны...

Сейчас Россия – одна из немногих стран, в которых за деньги можно получить ребенка. Новый закон «Об охране здоровья граждан РФ», который вступил в силу с 1 января 2012 года, впервые определил правовой статус суррогатного материнства в России. Конечно, это не означает, что до этого закона суррогатного материнства в России не было, оно существовало как явление, но отношения между теми, кто оплачивает вынашивание ребенка и той женщиной, которая вынашивает, законодательно закреплено не было.

Сейчас Россия – одна из немногих стран, в которых за деньги можно получить ребенка. Новый закон «Об охране здоровья граждан РФ», который вступил в силу с 1 января 2012 года, впервые определил правовой статус суррогатного материнства в России. Конечно, это не означает, что до этого закона суррогатного материнства в России не было, оно существовало как явление, но отношения между теми, кто оплачивает вынашивание ребенка и той женщиной, которая вынашивает, законодательно закреплено не было.



Они все разные, кому - то за 30, некоторым 19 лет, у одних высшее образование, у других только жизненный опыт, объединяет их одно – предложение стать «сурмамой». В интернете тысячи объявлений с предложением «выносить Вашего малыша», «ответственная сурмама для Вас». Суммы вознаграждений разные, одним достаточно за роды 600 тысяч рублей (ежемесячное содержание во время беременности, и вынашивание двойни оплачиваются отдельно), другие ставят планку в один миллион рублей. Проведя сравнительный анализ, посредством данных в Интернете, можно сделать вывод, что российский суррогатные мамы себе цену, в большинстве своем, знают, их услуги гораздо дороже, чем, скажем «сурмам» на Украине, где сумма контракта между женщиной и теми, кто заказывает ее услуги в среднем около 9 тысяч долларов или 270 тысяч рублей.



Впервые о суррогатном материнстве, по крайне мере официально, в Советском Союзе узнали в 1986 году, когда в Харькове мать выносила ребенка для своей дочери, у которой с рождения не было матки. Сыграл ли этот случай решающую роль в том, что сейчас именно Украина наравне с Индией и другими странами третьего мира считается лидером по востребованности суррогатного материнства, неизвестно. Но именно эта бывшая республика СССР на сегодняшний день очень популярна у граждан развитых стран Европы, именно как то место, где ребенка можно купить за небольшие деньги.



Мировая история суррогатного материнства тоже неоднозначна. Можно найти факты из Библии, о том, что одна женщина вынашивала ребенка для другой, в современной мировой практике голливудские звезды прибегают к услугам суррогатных мам. Во многих странах мира суррогатное материнство запрещено законодательно, например, в Германии и Франции, в других странах запрещены коммерческие отношения между «сурмамой» и заказчиками. Так, в Канаде, женщина может выносить для супружеской пары ребенка и отдать его, но коммерческий договор не заключается, и суды не принимают иски, связанные с проблемами, которые появляются при разногласиях. В Израиле и Англии требуется разрешение специальной комиссии и факты единичные.



Быть мамой и растить ребенка – это счастье. Когда вдыхаешь запах волос на темечке, которые вспотели после дневного сна или целуешь пальчики на ножках своего ребеночка – все остальное в этот момент не имеет никакого значения, и существует где-то отдельно от тебя... Животный инстинкт обнять, охранить и согреть – это мама. Это заложено в каждой женщине, понятно, что в силу разных обстоятельств, генетики, психических причин женщины по-разному способны воспринимать свое материнство. Но, в основном, женщина – это существо, которое рожает, любит, заботится о своем детеныше. Весь женский организм – и психика, и физиология - предназначены именно для этого.



А что делать, если родить ребенка женщина не может? Выкидыши, замершие беременности, невозможность забеременеть, выносить. Испробовано все, но организм, тело не делает то, для чего предназначен. Но есть инстинкт, огромная любовь, потребность и желание иметь свое чудо, у которого будешь целовать пальчики, и не спать над этим чудом ночами. Экстракорпоральное оплодотворение получается не у всех, не все способны принять малыша из детского дома. Выбирая услуги суррогатной мамы, бесплодная женщина руководствуется одним – она хочет «своего» ребенка.



Есть спрос – появится предложение. С вступлением в силу закона, который юридически закрепил понятие суррогатного материнства и взаимоотношения сторон, спрос, и соответственно, предложения будут расти. Вопрос в другом, как далеко это зайдет. На одном из форумов по суррогатному материнству я нашла такой объявление – «Стану сурмамой для людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Дорого. Красноярск.»



Сможем мы остановится у некой грани или уж границ не будет? Ребенок на продажу для геев и лейсбиянок, фермы с «инкубаторами» по выращиванию младенцев, или разумный шанс сделать родителями тех, кому в силу физиологических причин это не дано?

С этими вопросами я обратилась к специалистам в разных областях нашей жизни.





Священник Александр Китариогло

Штатный клирик Введенского храма г.Сосновоборска



– Русская Православная Церковь настороженно относится к современным медицинским технологиям, проникающим в интимную сферу бытия человека, семьи, прикасающимся к самой колыбели жизни - её зарождению на клеточном и геномном уровне. К одной из таких технологий относится суррогатное материнство. Этические и психологические интерпретации данного явления неоднозначны, но даже в случае декларируемых благих (даже альтруистических) целей скорее всего с неизбежностью придётся столкнуться с проблемой болезненного отчуждения ребёнка от сурргатной матери и кризисом родственной самоидентичности личности, узнавшей о своём не совсем обычном появлении на этот свет.



К сожалению, часто бывает так, что только время позволяет увидеть соотношение пользы и вреда, получаемое в случае использования того или иного новшества. Сам ребёнок, рождённый в случае использования технологии суррогатного материнства, несомненно, является полноценным для Бога и общества человеком. Что же касается взрослых людей, решивших прибегнуть к этой технологии, то очевидно, что они не смогли понести дар/крест бездетности, и, следовательно, заслуживают с точки зрения христианской нравственности одновременно и порицания, и сожаления, и снисхождения...



Касаемо юридического аспекта этого вопроса, хотелось бы пожелать законодателям учитывать базовые для России христианские ценности при принятии такого рода федеральных и региональных законов.





Константин Анатольевич Виноградов

доктор медицинских наук, профессор кафедры управления экономики здравоохранения КрасГМУ



– Константин Анатольевич, с вступлением в силу нового закона, что принципиально изменится в отношении суррогатного материнства?



– Впервые появилась норма, которая разрешает суррогатное материнство в нашей стране, это 55 статья о репродуктивных технологиях. История суррогатного материнства в нашей стране началась с 1995 года, впервые такая программа была реализована в Санкт-Петербурге. Фактически суррогатное материнство существовало, но юридически никак не было закреплено, и появлении такой статьи позволяет оформлять гражданско-правовые договоры с женщинами для того, чтобы они вынашивали детей для потенциальных родителей.



В чем Вы видите риски официально разрешенного в России суррогатного материнства?



– В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительный момент заключается в том, что положения, прописанные в законе позволяют теперь государственным клиникам заниматься программами суррогатного материнства. Поскольку у нас в гражданском законодательстве закреплена норма, что если нет разрешения на что-то или для чего-то, то это запрещено для государственных учреждений, а для частных организаций, если нет запрета, то это разрешено. Именно поэтому суррогатным материнством у нас занимались преимущественно частные клиники. И кто этим занимается, сколько этих клиник, сколько сделок – мы на самом деле на сегодняшний день не знаем.



Вторым положительным моментом принятия этой нормы я считаю то, что люди могут не бояться заключать гражданско-правовые договоры, это устанавливает взаимные обязательства двух сторон, так как пострадать в этой ситуации могут потенциальные родители. Известны судебные случаи в нашей стране, их было не так много, но они известны, и с моей точки зрения, они достаточно показательные. Вот лишь один пример – была нанята суррогатная мать, она родила ребенка, но отказалась отдать его родителям, подала иск в суд на алименты на биологического отца, который заключал договор. И выиграла дело, поскольку он был генетическим отцом ребенка, и он вынужден был платить алименты этой женщине. Вот чтобы подобных случаев не было, втом числе, пояилась эта норма в законодательстве, что выводит эту услугу на легальный рынок.



Но опасностей тоже много, с моей точки зрения, потому что суррогатное материнство сегодня запрещено во всех европейских странах. Из цивилизованных, развитых стран суррогатное материнство разрешено в США, кстати, это первая страна, где были реализованы программы суррогатного материнства как с использованием экстракорпорального оплодотворения, так и без него. В таких развивающихся странах как Индия, где наиболее развито суррогатное материнство, сегодня женщин просто используют для вынашивания чужих детей, там много коммерческих предприятий, фирм по суррогатному материнству, куда приезжают граждане тех стран, где суррогатное материнство запрещено, приезжают и заказывают себе детей.

То, что в Индии и на Украине эти услуги значительно дешевле, чем в других странах, это факт известный, поэтому туда все едут.



– Константин Анатольевич, каково Ваше личное отношение к суррогатному материнству?



– Лично я к суррогтаному материнству отношусь плохо. Я считаю, что если случились обстоятельства, при которых семейная пара не может иметь собственных детей, то в мире достаточно много детей, которые нуждаются в заботе и родительском внимании, и можно взять на воспитание ребенка, его вырастить. Это мое личное отношение, но в обществе сложилось иное представление, потому что продолжение собственного рода, своего собственного генетического материала, считается очень важным, и с библейских вемен мы можем найти примеры суррогатного материнства, поэтому никакими запретами суррогатное материнство в обществе запретить невозможно. То, что появился закон, я это приветствую, его (суррогатное материнство) переводят в легальную форму.



– Эко, суррогатное материнство, как далеко мы можем зайти в технологии создания человека?



– Экстракорпоральное плодотворение появилось в семидесятых годах прошлого века, сегодня появилась возможность определять пол эмбриона, скоро появятся технологии управления другими признаками.. Я к этому отношусь отрицательно.







Марина Юрьевна Бичурина

Заместитель главного врача Городской клинической больницы Красноярска №4



– Первый раз я столкнулась с суррогатным материнством в 2002 году, к нам поступила первая пациентка, которая вынашивала ребенка для супружеской пары. Сначала это было удивительно, потом такие случаи участились. Но не могу сказать, что это массовое явление, на моей практике это было около 20 таких пациенток.

В силу своей деятельности, я конечно, не интервьюирую их по поводу социальных особенностей, мне важны медицинские аспекты. Но, в основном, суррогатные мамы – это неработающие женщины, часто, это русские женщины, которые иммигрировали из стран ближнего зарубежья – Казахстана, Узбекистана. Было несколько девочек, которые приехали из деревень в город с целью заработать. Но могу сказать точно, что все они рожавшие женщины – это одно из обязательных условий. Некоторые женщины зарабатывали на квартиру, некоторые на обучение своих детей.

У нас в больнице женщины вынашивают беременность до 22-х недель, настоящие мамы за ними очень трогательно ухаживают. Сколько я видела таких пар, троек, настоящие мамы за суррогатными мамами ухаживают, гладят, кормят, спрашивают – что еще принести, чего бы они хотели покушать…. Это очень трогательно.



– Как Вы считаете, суррогатным материнством будут пользоватьс больше и чаще?



– Не думаю, что больше станет случаев использования суррогатного материнства, вот сколько сейчас есть эта потребность, столько и сохранится. То, что это прописано в законе, это укрепляет позиции и суррогатных мам, и позиции родителей. С этим работать будет легче, появятся базы тех, кто желает стать такой мамой, базы супружеских пар.



– Как Вы относитесь к суррогтаному материнству?



– Как врач – нормально.



– Как женщина…



– Каждый должен судить по себе. Я не могут судить женщин, которые оказались в трудной жизненной ситуации и пошли на то, чтобы стать суррогтаной мамой. Тема это очень сложная, тем более для русской женщины



– А та женщина, которая заказывает ребенка?



– Она хочет стать матерью. Ее я как раз могу понять.





Евгения Арбатская

Главный редактор журнала "Собака.ru"



– Суррогатное материнство - это очень сложный вопрос, как с позиций нравственности, так и с точки зрения юриспруденции. Думаю, юристы долго ломали головы над правовыми нормами по этому вопросу. Конечно, "сдавать в аренду" свое собственное тело - вариант, которому не позавидуешь. Жаль этих женщин. Материнский инстинкт, мощнейщий из инстинктов, никто не отменял, а дитя, чье сердце 9 месяцев билось в унисон с твоим приходится отдать... И совсем не важно, что этот ребенок обладает набором хромосом, совсем не похожим на твой...

С другой стороны, это единственная возможность для людей, не способных самостоятельно родить деток, и их тоже можно понять.



В принципе, вопросы нравственности и справедливости легко и логично решаются там, где все обстоит естественным путем, так, как задумала природа. Вот есть мужчина и женщина, вот у них появляется ребенок - он только их и ничей больше. Но в том случае, когда людям приходится прибегать к искусственным методикам - суррогатному материнству, оплодотворению в пробирке с использованием донорской спермы, сразу все запутывается, и начинает походить на сюжет сериала. Однако, это не значит что их не надо применять. Просто вместе с новыми технологиями, с ходом прогресса, видимо, стоит ждать появления новой морали. И это правильно.





А что думаете Вы? Делитесь своим мнением в комментариях к статье.



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 1 ноября 2011 года. Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года.



Статья 55. Применение вспомогательных репродуктивных технологий



9. Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

10. Суррогатной матерью может быть женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство. Женщина, состоящая в браке, зарегистрированном в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, может быть суррогатной матерью только с письменного согласия супруга. Суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.



Автор Наталья Жабыко



Источник Сибирский медицинский портал

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >