Поиски Бориса Максимова на горе Моисея. Как было на самом деле

Почитайте, что же было на самом деле из первых рук - от сотрудников "Пяти Квадратов", нашедших тело Бориса Максимова.

Во всей этой истории было много странного и непонятного. СМИ выдвигали различные версии, тасуя их, карточную колоду. Почитайте, что же было на самом деле из первых рук - от сотрудников "Пяти Квадратов", нашедших тело Бориса Максимова - Жени Лисичкина и Алексдема.

Мы не альпинисты!

Женя: Мы не альпинисты. Мы не инструктора-дайверы и не инструктора по виндсерфингу. Мы живем и работаем в Дахабе. Да, мы катаемся на серфах, я имею дайверский сертификат, Саша в свое время занимался спелеологией, а я имел некоторый опыт горного туризма. Кроме того, мы катаемся на горных лыжах и имеем хорошее представление о Правилах поведения в горах. Но называть нас инструкторами или альпинистами неверно.

Так случилось, что на Пасху я поехал в монастырь Святой Екатерины на ночную Службу. Находясь там, узнал, что пропал мальчик 18 лет, его ищут. Видел на Службе его маму, надеющуюся на лучшее. Увлекаясь горными лыжами и постоянно катаясь на Кавказе (Чегет) отлично знаю, что "надежда на лучшее" в горах не оправдывается почти никогда :(

Потом я вернулся в Дахаб, рассказал Саше (здесь и далее: Саша Демянюк) о случившемся. Далее шел практически ничего не значащий разговор, могли бы мы организовать поиски. Пришли к выводу, что скорее всего нет. У нас была часть скалолазного снаряжения, оставленного здесь нашими друзьями, приезжающими в отпуск, однако специфика снаряги не соответствовала предполагаемым работам. (В частности, не было жумаров для возможного подъема) Еще раз говорю - в тот момент разговор еще ничего не значил. Мы знали, что мальчика ищут. Что на его поиски был "куплен" вертолет, что в горы было отправлено некое подразделение военных. Что бедуины якобы обшарили все горы и ничего не смогли найти.

Саша: 20 апреля мне позвонила Юля, обрисовала ситуацию. Ситуация была такова, что бедуины нашли след от кроссовка на выступе и монетку. (Монетка была местной и могла принадлежать кому угодно, а "след от кроссовка", как мы убедились позже - являлось вообще утопией ввиду того, что след там просто не на чем оставить. Камни. Большие или мелкие. Четкий след попросту невозможен.) Юля так же сказала, что бедуины опять же видели кружащихся под этим уступом птиц. Бедуины сказали, что добраться без снаряжения туда невозможно. Снизу вверх - также не пройти. Юля попросила помочь. Я ей ответил, что у меня есть лишь веревка, система и восьмерка. Спуститься я спущусь, а толку? Юля спросила,что нужно. Я выслал ей список необходимого СМСкой. После этого мне звонит консул РФ, говорит, что в Египте ни военных, ни гражданских альпинистов нет, вся надежда только на нас. Я ему слово в слово повторяю то, что говорил Юле. Через час перезванивает Юля и говорит, что все необходимое найдено. Ну ок, говорю, приеду, конечно. Но, говорю, Юля, без обид: если увижу, что сложность маршрута выше моей квалификации, никаких попыток не предпринимаю - я же не холостой бездетный сирота. А назавтра мы большой толпой собирались в Эль Тур, визы продлевать. Сажусь, обзваниваю всех, говорю, что не еду. Жека говорит: еду с тобой. Я обрадовался - ну супер, вдвоем надежней да и по более сложным местам пройти можно, чем соло (вернее втроем, Олеч сразу сказала, что одного меня не отпустит). Сложил рюкзаки с необходимым и завалился спать.

Поиски!

Женя: Выезд из Дахаба назначили на 4 утра с тем, чтобы начать подъем до того, как станет жарко. Однако приехав туда в шесть утра, узнали у Юли, (все это время находящейся там) что снарягу привозили вчера вечером. Ее посмотрели полицейские (уж не знаю, на предмет чего) и она была отправлена назад, к хозяину. Сейчас ее вроде бы везут к нам. Мы остались ждать. (Вообще же, находясь здесь достаточное время, начинаешь привыкать к чудовищной, порой, нелогичности местного населения и властей.) В процессе разговора выяснили, что арабская сторона выслала наверх военное подразделение, они там стоят лагерем. Что нас будет сопровождать еще одно отделение.

Забегая вперед скажу, что ничего этого не было. Не раз и не два я вспоминал elhard -а, который годом(?) раньше организовывал поиски пропавших дайверов. Спасибо тебе, дружище. Мы по крайней мере знали, что надеяться нам стоит только на себя. Как и почему так случилось, что снаряжение - вот оно, а использовать его никто не умеет (или не желает?) мы так и не узнали. Зато узнали, что мальчик пропал с 14 на 15 апреля. Мы хорошо помним эту ночь-утро. В Дахабе был сильнейший ветер с пустыни, в дома намело много песка. Появилось предположение, что Бориса просто сдуло с какого-нибудь уступа. Узнали, что он увлекался фотографией (впоследствии это будет очень важно в определении сектора поисков). Что маму его местные власти очень долго не выпускали из Дахаба в монастырь: "Вам там нечего делать. Найдется, никуда не денется." Так же полиция всячески пыталась замять этот инцидент: "Его там нет и быть не может." Местными властями выдвигались совершенно нелепейшие гипотезы, начиная с той, что он сбежал с какой то девушкой в Израиль (Не то время. Сейчас, чтобы "сбежать" в Израиль, достаточно купить за 15 фунтов билет на автобус и еще два фунта за какую-то египетскую визу. Все просто.) И заканчивая версиями о похитивших его инопланетянах. А потом мы вдруг узнали, что снаряга наша давно уже наверху и мы только напрасно теряем время. "Ее занесли рано утром". повторюсь, что находясь в Египте достаточно давно, мы не очень-то поверели этому известию, однако приняли решение начать подъем. Хотя бы для того, чтобы осмотреться. Нам дали проводника-бедуина и где-то в 7-45 мы начали подъем. Мы - это команда в составе трех человек - Я, Саша Демянюк и его жена Оля Гаврилова. Олина роль - координация, связь и посильная помощь. Ну и самая главная ее роль - мы знали, что нашего возвращения ждет здесь, в горах - близкий человек. Мы ни на секунду не забывали, что нас ждут наши родители, жены и дети. Немного отступая, кратко расскажу о местности и обычаях. Монастырь Святой Екатерины находится недалеко от городка Сан-Катрин. К нему ведет асфальтовая дорога. Здесь паломники и туристы могут поселиться в отеле, могут сразу начать восхождение наверх. Считается, что если забраться на вершину горы Моисея и встретить там рассвет, то будут отпущены все грехи. К вершине идут две "дороги": Тропа Монаха, представляющая собой ряд крутых каменных ступенек и достаточно широкая дорога, которую построили значительно позднее. Этот путь намного более пологий и безопасный для подъема ночью. Разумеется - он длиннее. По нему поднимаются-спускаются верблюды и если нет физической возможности подняться самостоятельно, то можно практически доверху добраться на верблюде. Как правило, туристы с ночи поднимаются к вершине, там ночуют, встречают рассвет и после этого спускаются уже по тропе Монаха. Днем спуск достаточно прост и не представляет _никакой_ опасности, если не отклоняться от маршрута. По сложности и крутизне - как ступеньки в метро, только расположены не друг за другом, а в произвольном порядке. Последнее время группам всегда навязывают услуги гида-проводника. Что, по сути, было бы правильно, если бы проводник в полной мере отвечал за группу.

Итак, мы начали подъем. Проводник скакал где-то впереди, мы же выбрали оптимальную для каждого из нас скорость продвижения. За нами было увязался начальник Сан-катринской полиции, однако на 10-ой ступеньке отстал и вскоре исчез из вида. Минут через 20-25 подъема по ступеням (около старой часовни, не доходя первой арки - если кому-то что-то это говорит) проводник нам сказал, что обойдет маршрут слева и чтобы мы продвигались дальше по тропе. Через некоторое время мы увидели его, скачущим по камням, практически на вершине противоположного склона. Мы самостоятельно дошли до первой арки, где по заверениям арабской стороны, нас должен был ждать лагерь военных и привезенная нам снаряга. Конечно же внизу мы не ошиблись. Ничего этого и в помине не было! Ни одного человека. Мы продолжили свой путь наверх и дошли до второй арки, где начиналось выполаживание и тропа Монаха соединялась с дорогой. Расспросив бедуинов, мы поняли, что каких-либо "милитари" тут вообще не было. Никакого лагеря нет или они о нем ничего не знают. Снаряжения нашего тоже нигде не наблюдалось. Мы решили обследовать участок от верхней до нижней арки. Ничего особенно стремного или сложного ландшафт из себя не представлял и мы весьма шустро обследовали практически весь каньон.

Повторюсь - до нижней арки. Там мы остановились. бедуины-поисковики вели себя интересно: Они двигались, когда двигались мы и тут же останавливались, стоило нам остановиться. Наконец мы нашли бедуина, способного показать нам, где Бориса видели в последний раз. Правда мнения опять же расходились. Одни утверждали, что справа от тропы. Другие, что слева. Справа ландшафт не предполагал серьезной опасности. Мы повернули налево. Вышли на некое плато, откуда открывался без сомнения, великолепный вид. Более того - именно с этой точки снято некоторое количество фотографий, напечатанных практически на всех проспектах монастыря.

«Мы его нашли»..

(Мы отклонились от туристического маршрута метров 200-250) Саша предположил, что будучи фотографом, Борис без сомнения поддался бы соблазну сделать фотографию монастыря с этого ракурса. Дальнейшие обследования местности показали, что с этой точки видны два кулуара. Правый - ближе к тропе - неплохо просматривался и выходил практически к середине тропы Монаха. К левому "в лоб" забраться представлялось маловероятным - на пути был скальный сброс метров пять. Мои предложения были спуститься по правому, "легкому" и после обследовать левый - сложный (Еще раз - хочу оговориться: о понятиях "сложности" я говорю только лишь применительно к себе. Скорее всего любой профессиональный альпинист выполнил бы ту же работу и быстрее и увереннее).

Саша предложил наоборот - спуститься по левому кулуару и, по возможности, подняться по правому. Его аргументы - с точки зрения фотографа правый кулуар практически полностью просматривается, выходит на тропу и не представляет особого интереса. Левый же манит к себе своей неизвестностью и выходит прямо на монастырь. Как бы поступил 18-летний мальчишка? Как оно было на самом деле и какие мысли двигали им - мы, к сожалению, никогда уже не узнаем. Посовещавшись, мы решили обследовать сначала левый кулуар.

Саша: В пользу левого кулуара перевесил мой аргумент: Женя, я по знаку Зодиака - рак, у меня интуиция! Жека поерничал на тему, что видимо у бедуинов раки не рождаются, но с доводом согласился.

Женя: Изучив возможность входа в него (проблем никаких - только надо зайти чуть выше и вправо - по ходу движения), мы отправились к первой арке - куда, по словам Юли, должны были привезти наше снаряжение. (точка входа в кулуар находится метрах в 250-300 от основного маршрута!) Снимок с Гугля с основными точками:

Кстати, вот наконец появилось целых два человека в военной форме. Бедуины все это время старательно сопровождали нас, убеждая что в ЭТОМ кулуаре никого нет - они его _ПОЛНОСТЬЮ_ обследовали. Опускаю еще полчаса-час ожидания верблюда со снарягой. Нам приносят две тяжеленные сумки. Открыв их, мы слегка обалдели. Было ВСЕ необходимое и даже больше. И карабины и закладки, и "френды", и каски с обвязками. Конечно же веревка. Ну почему же _НИКТО_ не умеет со всем этим добром обращаться?

Отлично. Снаряжаемся. обговариваем последние нюансы. Оля остается наверху на связи. Мы с Сашей пытаемся спуститься вниз. Если будет что-то слишком опасное для нашей квалификации - разворачиваемся и идем назад.

12-30. Мы вошли в кулуар. По вершинам склона то тут, то там, сидят бедуины и кричат нам, что там делать нечего!

Что они все просмотрели и ничего не нашли. Кто знает - кулуары редко бывают просто пологими. Нагромождения камней, сбросы разной высоты. Здесь все - не более 3-4 метров. Проходим. Все проходится без снаряги. Один раз пришлось Сашу подстраховать и то - он хотел посмотреть что там, за выступом. Не считали точно, но что то порядка 7-10 сбросов. Я не буду их подробно описывать. Доходим до очередного сброса. Метра 4. Сверху видна валяющаяся бутылка с водой. Достаточно свежая. Но ее могли уронить сверху бедуины. Мы продолжаем свой спуск. Здесь сходятся два кулуара. Один - по которому идем мы и второй - узкий и высокий. Метров 30. Вверху трещина - около полуметра шириной. Вход снизу завален огромными валунами. Если он здесь, мы его никогда не найдем. Доходим по этому кулуару вверх настолько, на сколько это можно сделать. Ничего. Звонит Юля: "Звонила экстрасенс. Говорит, что он ниже и правее". Спасибо, Юля. Учтем - Выше-то его точно нет. Впереди еще один сброс. Не хуже и не лучше всех предыдущих. Саша, как всегда, спускается первым. За ним я. Он мне подсказывает, где и как лучше зацепиться - снизу виднее. Спускаюсь. Осталось обойти куст какого-то чахлого, но жутко колючего кустарника....

Тихое: "Мы его нашли..."

- "Что Саш? Не понял?"

- "Мы его нашли, Жека".

Подхожу. Обрыв. метров 15-18 вниз. Лежит между камнями. снизу-сбоку не видно. Сверху, с вертолета - скорее всего тоже. Надо ЗНАТЬ, где искать, чтобы найти его с вертолета. Единственная "зацепка" - куртка на противоположной стене. Видимо, была либо перекинута через плечо, либо обвязана вокруг талии. Правая стенка уходит вертикально и отрицательно. Лоб, с которого мы смотрим - чуть положительный, но спуститься без снаряжения не реально. Слева почти тоже самое. "Мы его нашли..." Стараемся отдохнуть. Колбасит. Звоним Оле, Юле, консулу. Сообщаем. Говорим, где мы находимся. Пусть высылают людей навстречу. Но до того места, откуда мы его увидели, можно было дойти!!! Непросто, но вполне реально. Без снаряги. Значит не до конца досмотрели кулуар. Не использовали всех возможностей! Почему?

Мы - продолжаем спуск. Находим "нужный"камень. Саша делает "спусковую станцию", проще - обвязывает камень веревкой так, чтобы была возможность прицепить к нему карабин. Я ему помогаю. К сожалению, сброшенная веревка ложится внизу на выступ и не понятно, хватит ли ее "пробросить" - привязать так, чтобы после спуска забрать веревку с собой. Окей. Мы оставляем веревку. Саша дюльферяет первый. За ним я. Мы внизу. Отрезаем остатки веревки. Еще пригодится.

Делаем фото. Уважая чувства родственников и близких Бориса - выкладывать фото и подробно рассказывать о том, что мы увидели - не буду. Скажу лишь, что он лежал с теневой стороны кулуара, поэтому к счастью (если вообще сюда подходит это слово) солнце и жара не сделали своего дела. Беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что Борис мертв. Погиб скорее всего сразу, от сильного удара о землю. Куртку со скалы снять даже не пытались. Тело детально не осматривали. Ничего не трогали. Впоследствии арабы найдут фото- и видеокамеру и станут утверждать, что порядок фотографий дает основания предположить, якобы он спустился с группой вниз и потом самостоятельно забрался наверх. Ложь! В пользу этого утверждения говорит еще тот факт, что чуть ниже был еще один сброс метров 15 с отрицаловкой, где нам пришлось опять спускаться по веревке. Снизу вверх забраться было невозможно! Замеры высот и расстояний на Гуглике дают в нижней части перепад высот 147 метров при длине каньона в плане 103 м. Это означает СРЕДНИЙ уклон 55 градусов.

Мы спустились, рассказали, где найти Бориса, дали свои рекомендации относительно его спуска вниз, получили удивление об отказе "помочь египтянам снять тело".

Саша: Мы были на ногах с 4 утра, и когда спустились, основной мыслью было дойти до монастыря, не споткнувшись на каком-нибудь камне. Конечно, если бы Борис был жив, мы бы начали его подъем немедленно, несмотря на то, что сил практически не осталось. Но мы, увы не могли ему ничем помочь.

Женя: Подошли к монастырю. Нас встретила бегущая навстречу Оля, чуть ниже Юля и нормальный мужик "Андрей из посольства", как он отрекомендовался. Заснял наши показания на видео-камеру. Тут же подошли полицейские и начали убеждать нас отдать им фото-материалы. Естественно, они получили отказ. А еще мы узнали, что мама Бори попала с сердечным приступом в больницу. И что планируется опознание, на котором должна быть именно мама. Чудовищное наплевательство и цинизм со стороны египетских полицейских. И, невзирая на протесты со стороны нашего посольства, опознание состоялось. А офицеры и медики стояли невдалеке и, похоже искренне недоумевали, почему же так бьется в истерике мать. Не так давно в дайверской книжке я прочитал, что "никто не должен лежать безымянным на дне океана. Семья человека обязана знать, где сейчас их любимый". Это также совершенно и для гор. А мамы - они всегда ждут и наедятся. Невзирая на то, сколько лет их ребенку.

Земля пухом.

Берегите себя.

Фото и материал с сайта "Виндсерфинг в Дахабе"

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём