Кричащие шедевры (Мастера вопля)

С 1 по 6 декабря в Доме кино Фонд Михаила Прохорова представляет Фестиваль современного скандинавского кино.

Исландский документалист с русскими корнями, Ари Александр решил продолжить дело корифея исландского кинематографа и запечатлеть то, что и само просится на пленку. Его фильм - это попытка отразить состояние дел в современной исландской музыке и отчасти найти причины того, что в столь короткий срок о ней заговорили повсеместно… Это уже не только рок и не только в Рейкьявике…

Фильм - это смесь живых выступлений, интервью музыкантов, композиторов, иностранных журналистов и перемежающих их вставок из музыкальных клипов, сцен из жизни ночного Рейкьявика и панорамных съемок местных красот и ландшафтов… Проводником для нас становится черный ворон (символическое для исландского искусства в целом животное), летящий через весь фильм и связующий прошлое с настоящим: фолклор Стейндора Андерсена с пост-роком Sigur Rós, электронный орган Йоуханна Йоуханнсона и классический струнный квартет в одной из церквей Рейкьявика, Бьёрк, Сйоуна и Эйнара Эдна начала восьмидесятых и нынешних.

Получился этакий красочный буклет, красивый путеводитель, несколько систематизирующий познания человека, уже что-то знающего об исландской музыке, и вводящий в курс дела человека несведущего. Список участников говорит сам за себя: Sigur Rós, Стейндор Андерсен, Хильмар Эдн Хильмарсон, múm, Slowblow, Bang Gang, Apparat Organ Quartet, Björk & the Sugarcubes, Mugison, Trabant, Ghostigital, Quarashi, Amina, Mínus, Singapore Sling, Vinyl и другие. Основную смысловую нагрузку несет звуковой ряд, и, конечно же, вместе с фильмом был выпущен и саунд-трек к нему.

Рассказывают в фильме и об эпохальном Рокк в Рейкьявике, причем делает это сам автор - Фридрик Тоур Фридриксон. Не обошлось и без комического: так, например, встреченный явно случайно где-то на улице и, кажется, не совсем трезвый (или совсем нетрезвый ), Дэймон Албарн (Damon Albarn), живущий теперь в Исландии, рассказывает о том, что эту страну он выбрал просто потому, что всегда мечтал о пляже с черным песком, а тут их полно. Немного расстраивает тот факт, что в фильме абсолютно игнорируются такие имена, как GusGus, например, или Эмилиана Торрини (Emíliana Torrini), но это ничуть не уменьшает достоинств того, что представлено.

После фильма - выступление гостя фестиваля Сэма Клебанова (10-15 мин.).

Rss_45