Струнное царство классиков

Серенада для струнного оркестра П.И. Чайковского и знаменитая "Кармен-сюита" Р. Щедрина прозвучат 21 мая в 19 часов в Театре оперы и балета в исполнении Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Марка Кадина.

Вот как писал об одном из своих лучших сочинений Чайковский: "Серенаду… я сочинил по внутреннему побуждению. Это вещь прочувствованная, и поэтому, смею думать, не лишённая настоящих достоинств". Композитор тонко чувствовал жизнь во всех её проявлениях, что отразилось в его сочинениях. В Серенаде звучит и чудесный вальс, и ласковые, лишённые всякого драматизма мелодии; неожиданно прорывается трагедийная тема, которая спустя десять лет превратится в одну из центральных мелодий "Пиковой дамы". Глубинная "русскость" Чайковского ярко проявилась в финале, напоминающем сцену народного гулянья, поскольку в основу композитор положил русскую народную песню "Под яблонькой".

Другой наш великий композитор при жизни добившийся мирового признания – Родион Щедрин. Неразрывная связь с русской культурой проявляется как в музыкальном языке его сочинений, так и в регулярном обращении к великой литературе, инспирировавшей появление таких шедевров как оперы "Мертвые души" и "Очарованный странник", балеты "Анна Каренина" и "Дама с собачкой". Но в знаменитой "Кармен-сюите", которая будет звучать во втором отделении концерта, Щедрин взял за основу музыку Жоржа Бизе. Импульсом для создания произведения стала идея жены и музы композитора – балерины Майи Плисецкой воплотить образ Кармен в хореографии кубинского балетмейстера А. Алонсо. За 20 дней Родион Щедрин создал свою транскрипцию на основе фрагментов бессмертной оперы и музыки к "Арлезианке". Свежую звуковую окраску сюите придаёт её инструментальный состав – здесь использован не полный симфонический оркестр, а только струнные и ударные инструменты. "Кармен-сюита", пожалуй, самое популярное сочинение Щедрина. В его эмоциональной и звуковой экспрессии, изяществе конструкции, бесконечной мелодической протяжённости и внезапных, как при киномонтаже, звуковых стоп-кадрах почти осязаема пластика балерины.

Rss_45