О том, как разворовывали AiRUnion

О том, как разворовывали AiRUnion

В 1998 году с благословения губернатора Красноярского края Александра Лебедя авиакомпанию «КрасЭйр» возглавили владельцы компании «Сибавиатранс» братья-близнецы Борис и Александр Абрамовичи. Бизнес «КрасЭйра» шел в гору, и в 2002 году братья решили объединить несколько авиакомпаний.

В 1998 году с благословения губернатора Красноярского края Александра Лебедя авиакомпанию «КрасЭйр» возглавили владельцы компании «Сибавиатранс» братья-близнецы Борис и Александр Абрамовичи. Бизнес «КрасЭйра» шел в гору, и в 2002 году братья решили объединить несколько авиакомпаний. Таким образом пять перевозчиков - «КрасЭйр», «Сибавиатранс», «Омскавиа», «Домодедовские авиалинии» и «Самарские авиалинии» - слились в альянс под названием AiRUnion. В трех из них крупные пакеты акций принадлежали государству, и оно передало Абрамовичам свою долю в авиакомпаниях в управление.

Управляющим повезло: от объединенных авиакомпаний им достались хорошие маршруты: Москва - Красноярск, Красноярск - Норильск. На этих направлениях самолеты пустыми бывают редко, и AiRUnion быстро стал крупным игроком на рынке и фактическим монополистом на сибирских рейсах. AiRUnion не пускал «чужих» на эти рейсы, и постоянно задирал цены. И даже в разгар скандала, когда «Аэрофлот» и «Сибирь» были готовы увеличить количество рейсов в Красноярск и Норильск, их никто не пускал.

В чем же дело? Почему монополист вдруг обанкротился? «На глазах у государства из альянса выводились все более-менее привлекательные активы», - сообщает глава торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) Евгений Островский, которому братья Абрамовичи задолжали 3,5 млрд рублей. По его словам, «тут дело пахнет статьей 159 Уголовного кодекса - «мошенничество». Дорогие билеты хорошо продавались, но вдруг оказалось, что сразу у пяти авиакомпаний альянса миллиардные долги и нет никакой возможности даже обеспечить текущие рейсы керосином.

Помимо AiRUnion , Абрамовичи владеют пакетом акций самого дешевого российского перевозчика Sky Express. И у него долгов нет - одни прибыли. Также в 2006 году они купили венгерского авиаперевозчика Malev. Компания была с огромными долгами, но к 2008 году она начала приносить прибыли. «Странное дело: венгерский бизнес Абрамовичей процветает, а российские авиакомпании из-за роста цен на топливо не могут доставить пассажиров домой?» - удивляется «Комсомольская правда».

Но все дело в том, продолжает издание, что продажей билетов на рейсы «КрасЭйр» занималась специальная фирма, в которой не было доли государства. Именно через нее выводились деньги из авиакомпании. Но кто допустил такую ситуацию, при которой AiRUnion брала самолеты в аренду не от имени госкомпании, а через трех посредников таким образом, что все доходы от этой аренды уходили в оффшоры, сможет ответить только Генпрокуратура.

Более того, половина альянса принадлежит государству, и в совете директоров авиакомпаний заседают руководитель Росавиации Евгений Бачурин и замминистра транспорта Александр Мишарин. «Может, чиновники рассчитывали на Ростехнологии, которые придут и поправят ситуацию, - предполагает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. - Может, они понимали, что все катится в пропасть, и не знали, что делать, боясь ответственности. Но говорить о том, что менеджеры «мотивировали» госпредставителей закрыть глаза, я не могу - у меня нет таких сведений».

Пантелеев полагает, что главная причина «обвала» - монополизм, ведь «когда нет конкурентов - тут и возникает соблазн хоть чуть-чуть, но навариться». «Комсомольская правда» полагает, что «отмашку» Абрамовичам дал новый указ президента, выпущенный в 2008 году, согласно которому AiRUnion должна была передать государственное имущество в альянсе корпорации "Ростехнологии". Начался процесс оценки активов, и менеджеры компании, не дождавшись позиции государства, решили быстро вывести свои активы, пишет "Комсомольская правда".

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Экономика

Владимир Потанин рассказал о перспективах медного производства в Норильске

Президент «Норникеля» Владимир Потанин в интервью «Интерфаксу» сообщил о планах компании перенести часть медного производства из Норильска

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >