Этому миру нужно больше Патерсонов!

На российские экраны 16 февраля вышла долгожданная лента Джима Джармуша «Патерсон» —  кино про маленькое, тихое, едва уловимое счастье, гимн «поэзии повседневности» и, пожалуй, одно из лучших творений режиссера. Однако так считают не все — фильм хоть и тепло приняли на Каннском кинофестивале, но наград всё же не дали. Такое не впервые случается с гениальными творениями Джармуша. Например, «Мертвец» был оценен лишь несколько лет спустя после официальной премьеры, а лучшая лента независимого американского кино «Отпуск без конца» вообще не получила ни одной премии.

Водитель автобуса 23-го маршрута, который пишет стихи

«Патерсон» — фильм про водителя рейсового автобуса №23 по имени (или фамилии) Патерсон (Адам Драйвер), который живет в городе Патерсон, штат Нью-Джерси. Каждый день Патерсон просыпается в 6:15 утра, целует свою жену Лору (Голшифте Фарахани) и идёт на работу, где сначала беседует с коллегой (у того вечно что-то не так в личной жизни: то тёща приезжает, то кот приболеет, то дочка на скрипке в ноты не попадает), а потом работает — он возит по городу обычных маленьких людей с их необычными житейскими историями, которые заставляют нашего Патерсона улыбаться. Днём Патерсон ест обед, приготовленный его женой, и сочиняет красивые стихи, которые даже и не думает публиковать. Вечером он приходит домой, ужинает, разговаривает с Лорой, а потом совершает вечерний променад — выгуливает своего милого бульдога Марвина, заходит в бар, где выпивает кружку пива, и возвращается домой, а там его ждет новое утро другого дня. К слову, бульдог Марвин — единственный, кто всё же получил реальную награду за этот фильм — каннскую премию Palm Dog ему вручили посмертно (через два месяца после окончания съемок пёс умер).

Этому миру нужно больше Патерсонов!


Гениальная поэзия

Сюжет новой двухчасовой картины Джима Джармуша легко описать тремя-четырьмя предложениями, а вот то, что находится за пределами картинки, намного сложнее. У каждого смотрящего будут свои мнения на этот счет, и примечательно, что, скорее всего, они будут полностью противоположны: от «какая скукотища» до «гениальной поэзии повседневности».  К этой «зебристости» Джармуш сам подводит своего зрителя визуально, постоянно помещая в кадр различные антитезы: черно-белые капкейки, занавески, гитара и одежда Лоры, постоянно встречающиеся близнецы, шахматы, пешеходные переходы, тени, даже автобус тут тоже черно-белый. Давайте будем честными — называть кино Джармуша скучным и обыденным — это тоже самое, что Леди Гагу — эпатажной. Скука, намеренное отсутствие конфликта и нарратива, в общем — это фишка Джармуша, он не снимает кино про экшн, не заигрывает со зрителем. Он гениален в своей простоте. Джармуш сам, как водитель автобуса, который едет по одному и тому же маршруту, встречая на нём разных людей. И вам нужно определиться: любите ли вы этот автобус или нет. Я обожаю.

Этому миру нужно больше Патерсонов!

Лучше ничего не менять, чтобы не сделать хуже

Джармуш снял очень личное кино про каждого из нас — про обыденную жизнь счастливых пар, про будни, которые мы называем «днём сурка», про быт и разговоры ни о чём. Есть те, кто сожалеет об упущенных возможностях, и те, кому нравится «плыть по течению». Очевидно, что режиссер на стороне последних. Герой «Патерсона» — счастливчик, он черпает вдохновение в коробке спичек «Огайо», находит сюрпризы в начинке обеденного пирога и любит рутину. Те, кто этого делать не умеют, конечно же, на новый фильм Джармуша злятся. Но ведь ничего особенно нового в этой философии нет: жизнь — прекрасная штука, а жить — радостно. Для того, чтобы быть счастливым, не нужно наполнять её «современными» неискренними ценностями и пытаться забить делами и целями каждое мгновенье своей жизни. Хорошо бы просто научиться созерцать и наслаждаться моментом. Собственно, те, кто любит Джармуша уже на пути к успеху. И к своему маленькому счастью.

Этому миру нужно больше Патерсонов!
Этому миру нужно больше Патерсонов!

Джим Джармуш — культовый американский независимый режиссер, автор фильмов «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Выживут только любовники», «Мертвец», «Кофе и сигареты», «Ночь на земле».

 

Источники иллюстраций: arrivedmad.tumblr.com, kinopoisk.

Другие записи автора

Человек, загнанный в клетку, и зверь, выбежавший на свободу

19 Апреля 2017 г.
«Жена смотрителя зоопарка» – это не слащаво и пошло, это кино, где главным остается рассказ

Этому миру нужно больше Патерсонов!

20 Февраля 2017 г.
На российские экраны 16 февраля вышла долгожданная лента Джима Джармуша

«Голос монстра»: время для грустного кино

7 Февраля 2017 г.
«Хорошие люди не так часто встречаются, да и плохие тоже. В основном, посередине»

«Иллюзия любви»: болезнь любви в душе моей

24 Января 2017 г.
Николь Гарсии удается сделать из обыкновенного женского романа тонкую и чувственную историю

«Ла-ла ленд»: когда мечты сбываются, а ты не рад

15 Января 2017 г.
А вы тоже скучали по настоящему, забористому мюзиклу?
Все Популярные записи
Ольга Полетыко

Человек, загнанный в клетку, и зверь, выбежавший на свободу

____2_thumb_wide

«Жена смотрителя зоопарка» – это не слащаво и пошло, это кино, где главным остается рассказ

Rss_45