Масло масляное. Чем вы кормите двигатель?

Главная Автоновости
Красноярск
07:00 27 Октября 2009
Источник: shans-auto.ru
версия для печати Ico_print

«Маслом кашу не испортить» — гласит народная мудрость. То же самое, казалось бы, можно сказать и про машины, заменив «кашу» на «двигатель», но не все так просто. Неправильно подобранным маслом как раз можно легко подпортить «сердце» вашего «железного коня». А качественное, правильно подобранное моторное масло поможет обеспечить долгую и надежную работу двигателя вашего автомобиля. Поэтому мало лишь вовремя менять масло, важно менять его на правильное, а еще лучше — сразу только такое и заливать. Для тех, кто собирается менять масло в ближайшее (да и не в ближайшее) время, не лишним будет прочитать наши советы по правильному выбору моторного масла.

Реклама с телевизора и газет нахваливает определенные марки масел, показывая нам «глянцевые» картинки и рассказывая о чудесных показателях проведенных испытаний, знакомые высказывают свои «экспертные мнения», и от всей этой информации голова идет кругом. А ведь облегчить себе выбор можно — надо просто хорошенько во всем разобраться, и решить проблему выбора раз и навсегда.

Начать стоит с небольшого обзора видов моторных масел. По составу их подразделяют на три основных вида.

Минеральные масла

Минеральные масла (Mineral) — производятся из нефти-сырца путем разделения ее на фракции методом возгонки. Дополнительно масляные фракции очищаются от вредных соединений (сернистых и азотных), которые присутствуют в природной нефти и ухудшают их свойства. Говоря простым языком, производится оно путем перегонки и очистки нефти.

Минеральные масла содержат небольшое количество вредных примесей, от которых не удается избавиться полностью в процессе очистки.

Эти масла отличаются приемлемым качеством и небольшой стоимостью, но имеют сравнительно узкий температурный диапазон применения. При воздействии высоких температур достаточно быстро разрушаются, образуя не только нагары и шламы, но и изменяя характер действия пакетов присадок.

Минеральное масло — это самый дешевый вариант, хотя и требует частой замены. Из-за не слишком хороших своих качеств, данный вид моторного масла рекомендуется применять, если только не подразумевается работа двигателя в тяжелых условиях. На старых отечественных автомобилях применение «минералки» целесообразно, поскольку она более вязкая, следовательно, не будет подтекать в случае, например, старых изношенных сальников.

Синтетические масла

Синтетические масла производятся в основном из этилена, который вырабатывается из природного газа или нефти-сырца путем органического синтеза. Поскольку в процессе синтеза можно управлять протеканием химических реакцией, есть возможность создавать масла с заранее заданными характеристиками.

Синтетические масла имеют более широкий диапазон рабочих температур, отличаются хорошими моющими свойствами, высокой стойкостью к полимеризации, низкой летучестью (способностью к испарению), кроме того, обладают энергосберегающими свойствами.

При эксплуатации синтетическое масло гораздо дольше сохраняет первоначальную структуру и свойства, меньше сгорает в двигателе, образуя меньше отложений. Из-за сложности технологического процесса синтетические масла дороже минеральных, но обладают рядом значительных преимуществ перед ними:

большая текучесть позволяет уменьшить трение между деталями, что в итоге приводит к увеличению мощности и снижению расхода топлива; низкая температура прокачивания, т.е. двигатель будет исправно и без перегрузок работать при низких температурах; высокая температура испарения, т.е. масло не будет чувствительно к нагреву и перегреву; химическая стабильность масла – его эксплуатационные характеристики не меняются, поскольку масло в процессе работы двигателя не окисляется и не парафинизируется; большой срок службы.

Применение «синтетики» оправдывает себя там, где условия эксплуатации далеки от идеальных: низкие и высокие температуры, большие нагрузки на автомобиль.

Полусинтетические масла

Полусинтетические масла производятся на основе высококачественных минеральных масел с добавлением синтетических компонентов.

Полусинтетические масла являются компромиссом между «минералкой» и «синтетикой». Полусинтетическое масло более дешевое, чем полностью синтетическое, и с лучшими эксплуатационными характеристиками, чем минеральное. Применение «полусинтетики» целесообразно в умеренном климате при умеренных нагрузках.

Всегда читайте этикетку

Когда человек не знает, какое масло выбрать, что он обычно делает? Самый распространенный вариант — спрашивает совета у «авторитетных» знакомых. Как правило, такие «знатоки», конечно же, насоветуют вам много «полезного», но навряд ли кто-то из них поинтересуется, какой у вас автомобиль и, что еще важнее, — какой у вас двигатель. А первым советчиком в вопросе выбора масла должна быть сервисная книжка вашего автомобиля. В ней написано, какое масло рекомендует заливать в двигатель производитель вашей машины. Если сервисной книжки нет, то можно поискать нужную информацию в Интернете. Но даже если и там не нашли — не беда, как выйти из такой ситуации мы расскажем чуть позже.

Главное, что вы должны почерпнуть из сервисной книжки, — это параметры (стандарты и допуски масел). Важно понимать, что допуски разрабатываются для двигателя, а не для марки и модели. Для разных двигателей у одного автопроизводителя, скорее всего, будут разные допуски масел. Как же выглядят эти самые «параметры»? В большинстве случаев это код, состоящий из набора букв и цифр. Кодировка масла обычно указывается по одной из классификаций, к которым логично будет перейти прямо сейчас.

Классификация моторных масел по вязкости SAE

Вязкость масла — это одна из основных его характеристик. От нее зависит, в первую очередь, легкость холодного пуска в морозы. Данная спецификация является международным стандартом и применяется повсеместно. Она определяет три рода моторных масел по вязкости: зимнее, летнее и всесезонное.

Зимнее масло обозначается литерой «W» и числом перед ней (от англ. «winter» – зима): SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W. Летнее масло обозначается просто числом: SAE 20, 30, 40, 50, 60. Всесезонное масло «отмечено» комбинацией обозначений летних и зимних видов, например, часто используемые SAE 5W30, SAE 10W-40.

«Зимний» индекс обозначает, до какой минимальной температуры рекомендуется использовать масло. Здесь нужно воспользоваться простой формулой: из зимнего индекса вычитаете 35 и получаете эту самую минимальную температуру. Например, для моторного масла с индексом SAE 10W40 нижний предел температуры -25 градусов. Это правило справедливо для минерального моторного масла и неактуально для синтетики, потому что синтетика, как правило, способна «выдержать» более высокие и низкие температуры.

Классификация моторных масел по эксплуатационным свойствам

Вообще говоря, есть две системы – американская и европейская. Обе они определяют области использования моторных масел, но вторая более строгая. Принадлежность масла к определенному классу устанавливается с помощью испытаний в двигателях или стендах, моторных установках. Оцениваются моющие, противоизносные, антикоррозийные, антиокислительные и другие свойства сертифицируемых масел.

Классификация API

В этой американской классификации используется двухбуквенный код.

Первая буква — для какого типа двигателя предназначено масло. Для бензиновых двигателей предназначены масла категории «S», а для дизельных — категории «C».

Вторая буква — для обозначения качества моторного масла (чем дальше от начала алфавита, тем лучше масло). Устаревшие на сегодня классы масел (SA, SB, SC, SD, SF — для бензиновых и CA, CB, CC, CD — для дизельных) встречаются крайне редко.

Нет ничего страшного в том, что вместо масла класса SD или SF вы зальете масло классом выше, например: SG. Классификация выпускаемых на сегодня моторных масел по API выглядит следующим образом:

Для бензиновых двигателей: SG (1989), SH (1993), SJ (1996), SL (2001), SM (2004). В скобках указано, для двигателей начиная с какого года выпуска рекомендуется данный класс масел. Для дизельных двигателей: CD (1955), CD-II (1987), CE (1987), CF (1994), CF-2 (1994), CF-4 (1990), CG-4 (1995), CH-4 (1998), CI-4 (2002). Цифры 2 и 4 обозначают, что масло предназначается для двух и четырехтактных двигателей соответственно.

Если на этикетке нанесено сразу обе маркировки (SJ/CH-4), значит масло является универсальным и может применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.

Кроме этого, в классификации API используется маркировка EC1, EC2 — так обозначаются масла, обладающие энергосберегающими свойствами, и чем больше цифра, тем выше процент экономии бензина.

Классификация ACEA (Европейская)

Масла маркируются буквой (A — для бензиновых двигателей, B и E — для дизельных) и цифрой (чем она больше, тем лучше характеристики масла). Через дефис указывается год утверждения или изменения спецификации:

Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: А1-96, А2-96, А3-96, А4-98, А5-2002. Масла для дизелей легковых автомобилей, микроавтобусов, фургонов: В1-96, В2-96, В3-96, В4-98, В5-2002. Масла для двигателей тяжелых грузовиков, автопоездов: Е1-96, Е-96, Е3-96, Е4-98, Е4-99, Е5-99.

Начиная с 2004 года в ACEA появился новый класс масел — С, подходящий для использования и в бензиновых, и в дизельных двигателях.

А теперь возвращаемся к варианту, когда у вас нет сервисной книжки к вашему автомобилю, и вы не можете посмотреть, что рекомендует вам производитель. Воспользовавшись приведенной выше классификацией, вы можете легко выбрать подходящее для вас масло, учитывая еще некоторые нюансы. А именно:

тип двигателя, а также год его создания (не путайте с годом выпуска автомобиля); условия эксплуатации автомобиля, которые могут быть: средние (стандартные умеренные нагрузки «город-трасса» в умеренном климате); тяжелые (перевозки грузов, бездорожье, спортивные состязания, тропический или северный климат); степень износа двигателя (либо ориентируясь на пробег) может быть: незначительной — до 75 тыс. км; средней — 100-150 тыс. км; высокой — более 150-200 тыс. км. совместимость примененных в двигателе материалов с конкретными видами масел.

Учитывать эти нюансы при выборе масла следует, в первую очередь, опираясь на рекомендации производителя. Если вы будете использовать более вязкое масло, чем рекомендовано, это чревато нежелательными последствиями: масло будет хуже прокачиваться масляным насосом по системе смазки к частям, испытывающим большое трение. Это так называемое «масляное голодание» мотора. Если же взять более текучее масло, чем рекомендует производитель, то следствием этого будет повышенный износ (хуже смазывающие свойства) и возможные утечки масла через зазоры конструкции. Автопроизводитель, как правило, указывает средние значения класса вязкости SAE и часто приводит поправку на условия эксплуатации, которые мы описали выше.

Где покупать масло

Масло, как и многие другие популярные продукты, часто подделывается. Активнее всего, конечно, подделывают самые популярные марки. Способ подстраховаться есть — покупать масло надо не на рынках и не в сомнительных магазинах, а у официальных представителей производителя. Узнать, кто является таковым можно, просмотрев рекламу в СМИ.

Теперь, выбирая моторное масло, первым делом смотрите, что вам советуют производитель автомобиля, вспомните наш резко континентальный климат с морозами до -30 зимой и до +30 летом, затем внимательно изучите этикетку на упаковке масла и уже потом можете вспомнить советы приятелей, ухмыльнуться про себя и купить то, что действительно подойдет для вашего двигателя.

Новости Красноярска: Комфортные путешествия на автомобилях Volkswagen Caddy, Caravelle и Multivan

Комфортные путешествия на автомобилях Volkswagen Caddy, Caravelle и Multivan

4 Июня 2018 г.
Начните это лето с комфортного путешествия всей семьей!
Новости Красноярска: «Медведь Лада» презентует новую VESTA SEDAN CROSS

«Медведь Лада» презентует новую VESTA SEDAN CROSS

1 Июня 2018 г.
7 июня в салоне официального дилера "МЕДВЕДЬ ЛАДА" состоится одно из самых интересных автособытий этого лета
Новости Красноярска: Роскачество признало продукцию СКАД лучшей на российском рынке литых дисков

Роскачество признало продукцию СКАД лучшей на российском рынке литых дисков

17 Мая 2018 г.
Награда СКАД была присуждена на основе результатов веерных исследований
Новости Красноярска: Больше, чем просто БОЛЬШОЙ автомобиль уже в Красноярске

Больше, чем просто БОЛЬШОЙ автомобиль уже в Красноярске

11 Мая 2018 г.
Официальные дилеры Volkswagen в Красноярске представляют новый семиместный внедорожник Teramont
Новости Красноярска: В Красноярске закрылись дилерские центры «Toyota» и «Lexus»

В Красноярске закрылись дилерские центры «Toyota» и «Lexus»

26 Апреля 2018 г.
«Toyota Motor» разорвала отношения с ГК «Крепость»
Новости Красноярска: Моем автомобиль сами. 5 советов от Karcher

Моем автомобиль сами. 5 советов от Karcher

18 Апреля 2018 г.
Чистая машина – гордость любого автовладельца
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Красноярска: В Красноярске ночью ребенок упал с балкона

В Красноярске ночью ребенок упал с балкона

15 Июня 2018 г.
Мальчик находится в больнице
Новости Красноярска: Житель Красноярска выиграл в лотерею три миллиона рублей

Житель Красноярска выиграл в лотерею три миллиона рублей

15 Июня 2018 г.
Пока за выигрышем счастливчик не обращался
Новости Красноярска: Соцсети: в Красноярске неизвестный мужчина пытался увести ребенка с детской площадки

Соцсети: в Красноярске неизвестный мужчина пытался увести ребенка с детской площадки

16 Июня 2018 г.
Красноярцы в комментариях посоветовали написать заявление в полицию
Rss_45