Батарейка на колесах

Главная Автоновости
Красноярск
07:00 13 Января 2009
Источник: shans-auto.ru
версия для печати Ico_print

Бензин дешевеет, и это не может не радовать. Но, думается, что явление это временное, ибо запасы нефти истощаются, а значит, постоянно дешеветь она в принципе не может. Вместе с ней не может дешеветь и топливо, будь то дизель или бензин. Наступит время, когда запасы нефти иссякнут вовсе. Человечество давно готовится к этому моменту и пробует использовать другие, альтернативные источники энергии. Еще одна причина, по которой нам нужно постепенно отказываться от горючки, — экологическая. Автомобилей на дорогах становится все больше. А поражающая динамика роста автомобильных рынков азиатских стран и России заставляет всерьез задуматься о мерах предосторожности, которые следует принять, чтобы не погубить экологию этих стран. И если у нас такие меры пока ограничиваются планами о введении нормы Евро-3, то в Китае активно вводят государственные программы по разработке и развитию электромобильных и гибридных технологий. О прошлом, настоящем и будущем электромобилей и пойдет речь.

Электромобиль по сравнению с обычным автомобилем, работающем на бензине, дизельном топливе или газе, обладает рядом несомненных преимуществ. Он практически бесшумен, лёгок в управлении, надёжен и долговечен. А какая экономия! Электричество пока, к счастью, стоит гораздо меньше, чем бензин. К тому же электромобиль не наносит вреда окружающей среде, что делает его автомобилем будущего.

Электрическое прошлое

Как ни странно, но идея об использовании электричества в качестве источника энергии для автомобиля появилась раньше, чем бензиновый вариант. Электромобиль может похвастаться более чем полуторавековой историей. Транспортные средства, оборудованные электрическим мотором, были созданы раньше машин с двигателем внутреннего сгорания.

Электромобили появились достаточно давно, ещё в первой половине позапрошлого столетия. Первые «батарейки на колесах» были собраны в 1830-40-х годах. Пионерами электромобилестроения принято считать британцев Роберта Андерсона, Роберта Дэвидсона и американца Томаса Девенпорта. Их детища представляли собой довольно неуклюжие и ненадёжные агрегаты, которые передвигались с очень небольшой скоростью. Их вполне мог обогнать пешеход, идущий неспешным шагом.

Но со временем конструкция электромобилей и их ходовые характеристики становились все лучше. Скорости росли очень быстрыми темпами и довольно скоро достигли высоких показателей. В течение XIX столетия электромобиль установил несколько рекордов. Особенно заметным стал рывок в последнее десятилетие века. В 1895 году была достигнута скорость 63,15 км/ч. Рекорды следовали друг за другом. Всё новые и новые достижения фиксировались практически ежегодно. В 1899 году электромобиль сумел преодолеть рубеж 100 км/ч. На тот момент это было действительно выдающимся достижением. Произошло это знаменательное событие во французском городе Ашер, неподалёку от Парижа. Электромобиль-рекордсмен под названием La Jamais Contente был создан бельгийцем Камилем Женатци. Машина имела обтекаемый корпус из сплава алюминия и вольфрама. Внешним видом она напоминала торпеду, установленную на шасси. Кузов электромобиля был открытым. Он оснащался двумя электродвигателями и имел массу около 1 тонны. Конструктор сам управлял своим детищем. Электромобиль достиг скорости 105, 88 км/ч.

В конце XIX – начале XX века производство электромобилей было налажено как в Европе (в первую очередь, в Англии), так и по другую сторону океана – в США. Выпуск электромобилей к началу XX века достиг в Соединённых Штатах 10 тысяч экземпляров в год, а их количество в несколько раз превышало «поголовье» бензиновых собратьев.

В первые десятилетия XX века на улицах крупнейших городов можно было увидеть как машины с двигателями внутреннего сгорания, так и электромобили. Неоспоримые преимущества последних при эксплуатации в городских условиях были оценены по достоинству. В Нью-Йорке, например, в 1910-х годах работали до 70 тысяч такси на электрической тяге.

Однако, процент электромобилей среди транспортных средств медленно, но верно снижался. Если в самом начале века их доля составляла чуть менее половины, то в 1920-х годах она уменьшилась до 1%.

Говоря об этом периоде в истории электромобиля, нельзя не упомянуть о такой американской компании, как Detroit Electric. Как следует из названия, она находилась в «Мекке» автомобилестроения – городе Детройте, штат Мичиган. Начиная с 1907 года эта компания занималась выпуском электромобилей, которые пользовались широкой популярностью среди потребителей. В свои лучшие годы Detroit Electric продавала до двух тысяч машин в год. Для того времени это был значительный показатель.

Эксплуатационные характеристики выпускаемых моделей были весьма неплохими. Электромобиль Detroit Electric мог развивать скорость до 32 км/ч и преодолевал 130 км без подзарядки. Производство электромобилей продолжалось до 1942 года. В последние годы выпуск стал почти символическим, поскольку число заказов было очень невелико. Некоторые экземпляры хорошо сохранились до наших дней. Их можно увидеть в автомобильных музеях.

В последующие несколько десятилетий про электромобили забыли, а вспомнили в конце 60-х годов. Причины возрождения электромобилей были растущие цены на нефть и обостряющаяся экологическая ситуация в крупных городах. Начались активные поиски альтернативных видов топлива. Тут и вспомнили про, казалось бы, уже основательно забытые электромобили. Начался новый этап в развитии данного вида транспорта.

В 60-х – 70-х годах прошлого века разработкой и производством электромобилей стали заниматься различные крупные и мелкие фирмы, главным образом, в Соединённых Штатах. В особенности стоит упомянуть две американские компании: Sebring – Vanguard и Elcar Corporation. В те годы они стали лидерами в электромобилестроении. Каждая из компаний произвела несколько тысяч оригинальных машин собственной разработки.

Sebring – Vanguard выпускала электромобили под названием «CitiCar». Эти машины были способны проехать 80-95 км без подзарядки. Максимальная скорость достигала около 71 км/ч. Всего было выпущено более 2 тысяч таких машин.

Elcar Corporation занималась производством одноимённых электромобилей. Elcar по своим эксплуатационным характеристикам не слишком сильно отличался от CitiCar. Этот электромобиль мог передвигаться с максимальной скоростью 72,5 км/ч. Расстояние, преодолеваемое на одной зарядке батареи, равнялось 95 км. Аналогичная машинка выпускалась также под маркой Zagato Zelle. Электромобили пользовались популярностью не только среди частных лиц. К услугам этого вида транспорта прибегали и государственные службы. Например, в 1975 году почтовая служба США закупила 350 электрических джипов у American Motor Company. Они использовались для доставки почтовой корреспонденции. Максимальная скорость этих джипов составляла 80,5 км/ч. Они могли преодолеть расстояние до 65 км.

В 70-х годах прошлого столетия произошло ещё одно важное событие, связанное с электромобилестроением и сохранением окружающей среды. Американский инженер Виктор Воук (Victor Wouk) разработал первый в мире автомобиль с гибридным приводом. Первым гибридом стал Buick Skylark, на который был установлен электродвигатель мощностью 20 кВт.

К началу 1990-х годов экологические соображения стали играть всё возрастающую роль при разработке новых моделей автомобилей. В некоторых странах были приняты законы, направленные на ограничение вредных выбросов в атмосферу. Автопроизводители были вынуждены уделять большее внимание вопросам сохранения окружающей среды.

Особенно насыщенным периодом в истории электромобиля можно назвать 90-е годы прошлого века. В это время правительства многих стран стали активно ужесточать требования к выбросам транспорта и стимулировать внедрение новых, экологически чистых автомобилей, и прежде всего – электромобилей. Именно в этот период крупнейшие мировые автоконцерны всерьез занялись разработками экологически чистых автомобилей. В первую очередь, это касается таких гигантов, как Toyota, Honda, Ford и General Motors. В результате на рынке появилось достаточно большое количество моделей гибридных (т.е. оснащённых двигателем внутреннего сгорания и электромотором), а также полностью электрических автомобилей.

Электрическое настоящее

Гибриды можно назвать переходной ступенью между бензиновым и электрическим автомобилем. И думается, что прежде чем человечество полностью откажется от топлива, производимого из нефти, оно будет использовать гибридные силовые установки.

Широкое распространение гибридов связано с другой японской компанией - Toyota. В 1997 году в Японии, а в 2001 году на американском рынке появилась модель Prius - на вид вполне обычный компактный седан. Поначалу продажи Prius были относительно невелики, но всё равно многие желающие купить гибрид проводили в очереди до полугода. Вскоре и Honda выпустила гибридные версии полноразмерных моделей Civic и Accord.

В 2004 г. дебютировало новое поколение Prius с кузовом лифтбэк, позиционируемая в США между моделями Corolla и Camry. Эта машина быстро покорила американский рынок. По опубликованной на сайте electicdrive.org статистике, в 2004 году было зарегистрировано 53761 Prius, а в 2005 Toyota удвоила продажи (107897 машин). К концу 2007 года Toyota продала уже более 181000 "Приусов" (то есть более половины от числа проданных гибридов). Продажи же ближайшего конкурента - Honda Civic Hybrid все это время оставались на уровне 25000-30000 штук в год. Цены на Prius в США начинаются примерно с 21000 долларов - не слишком дорого, но и не слишком дешево, учитывая, что цены на бензиновую Toyota Corolla в Америке начинаются с 15000 долларов, а минимальная цена на модель Camry составляет чуть меньше 20000 долларов.

В последние несколько лет Toyota закрепила успех Prius и взяла курс на "укрупнение" гибридов. Гибридный привод появился в SUV Highlander, а затем в седане Camry. Кроме того, Toyota оснастила гибридным приводом несколько моделей своей люксовой марки Lexus, причем гибридный Lexus, в отличие от Toyota, можно приобрести и в России. В итоге на продукцию Toyota приходится львиная доля продаж гибридных автомобилей в США, да и в мире тоже.

Курс на внедрение гибридного привода в полноразмерных моделях взяли и другие производители. Эта тенденция отчетливо прослеживается практически на всех ведущих автосалонах. Подавляющее большинство концептуальных и готовящихся к запуску в производство гибридов - это SUV или седаны среднего класса и выше. К японским и американским производителям готовятся присоединиться и в Европе. Например, на автосалоне в Женеве компания Daimler показала джип Mercedes-Benz GLK с дизель-электрической силовой установкой. Что касается компактных машин, то среди концептов все больше полноценных автомобилей нежели гибридов, хотя и здесь есть исключения, например, гибридный Smart.

Облик гибридных автомобилей в ближайшие лет пять можно представить достаточно четко. Это седан или SUV среднего класса или выше производства японской или американской фирмы. Европейские модели наверняка будут представлены в люксовой нише, а китайские и индийские гибриды, если и появятся на рынке, первое время будут дешевой, но не самой надежной, экзотикой. Одновременно начнут получать распространение и гибриды, подключаемые к обычной электросети для подзарядки аккумуляторов.

Эффективность гибридного привода сильно зависит от режима езды. Поскольку для подзарядки аккумулятора используется энергия торможения, то больше пользы от гибридного привода будет в городе при поездках с частыми торможениями и остановками. При движении по шоссе экономия тоже есть, но ее вполне можно списать на менее мощный бензиновый двигатель гибрида.

Электрическое будущее

Вернемся к Китаю, который мы упомянули в самом начале. Активность китайских властей и компаний в области электрического транспорта в Китае, что может сделать в скором времени эту азиатскую страну с гигантским населением Меккой электрического транспорта.

Несмотря на кризисы, развивающиеся рынки Азии будут потреблять в ближайшие десятилетия огромное количество автотранспорта. Например, в 2006 году в КНР было около 160 миллионов автомобилей. По прогнозам, к 2050 году этот показатель достигнет примерно 700 миллионов автомобилей. Для сравнения - это число втрое больше нынешнего количества всех автомобилей, зарегистрированных в США. Если автомобили будут использовать те же технологии, что и сейчас, то такой армаде потребуется приблизительно 20 миллионов баррелей топлива в день, а ежегодный выброс углекислого газа при этом составит около 3 миллиарда тонн. Значительная часть этого автопарка будет вынуждена работать на альтернативных источниках энергии. И электрическая энергия очень хорошо подходит для этих целей.

Чтобы приблизить «электрическое будущее» в начале 2007 года в Китае была запущена программа «Инициатива 863», которая дала начало целому ряду проектов по разработке и развитию электромобильных и гибридных технологий. В программах принимают участие различные университеты, исследовательские институты и компании. В рамках этого проекта на дорогах появятся, по меньшей мере, по 1000 гибридов и электромобилей в каждом из 10 городов, для которых будет построена вся необходимая инфраструктура. Кроме того, как уже сообщалось, в будущем запланировано создание общенациональной сети зарядных станций для электротранспорта.

Зарубежные автопроизводители и инвесторы уже планируют поучаствовать в разделе китайского электромобильного «пирога». Так, американская компания MidAmerican Energy Holdings (принадлежит инвестфонду Berkshire Hathaway известного инвестора Уоренна Баффета) приобрела за $230 млн 10% акций фирмы BYD Automotive, которая планирует производить аккумуляторные батареи для электромобилей. Ранее BYD Automotive заявила, что разрабатывает литий-ионные батареи, с помощью которых электромобиль будет преодолевать до 300 км на одной зарядке. За 15 минут такая батарея может быть заряжена на 80% емкости. Для полной зарядки потребуется 9 часов.

Очевидно, что электричество в качестве источника энергии возвращается в наш автомобильный мир. И, возможно, через пару десятков лет цена за литр бензина будет интересовать нас куда меньше, чем цена за киловатт/час, и рулить мы будем не «телегой» с V-образной шестеркой, а батарейкой на колесах.

Новости Красноярска: Комфортные путешествия на автомобилях Volkswagen Caddy, Caravelle и Multivan

Комфортные путешествия на автомобилях Volkswagen Caddy, Caravelle и Multivan

4 Июня 2018 г.
Начните это лето с комфортного путешествия всей семьей!
Новости Красноярска: «Медведь Лада» презентует новую VESTA SEDAN CROSS

«Медведь Лада» презентует новую VESTA SEDAN CROSS

1 Июня 2018 г.
7 июня в салоне официального дилера "МЕДВЕДЬ ЛАДА" состоится одно из самых интересных автособытий этого лета
Новости Красноярска: Роскачество признало продукцию СКАД лучшей на российском рынке литых дисков

Роскачество признало продукцию СКАД лучшей на российском рынке литых дисков

17 Мая 2018 г.
Награда СКАД была присуждена на основе результатов веерных исследований
Новости Красноярска: Больше, чем просто БОЛЬШОЙ автомобиль уже в Красноярске

Больше, чем просто БОЛЬШОЙ автомобиль уже в Красноярске

11 Мая 2018 г.
Официальные дилеры Volkswagen в Красноярске представляют новый семиместный внедорожник Teramont
Новости Красноярска: В Красноярске закрылись дилерские центры «Toyota» и «Lexus»

В Красноярске закрылись дилерские центры «Toyota» и «Lexus»

26 Апреля 2018 г.
«Toyota Motor» разорвала отношения с ГК «Крепость»
Новости Красноярска: Моем автомобиль сами. 5 советов от Karcher

Моем автомобиль сами. 5 советов от Karcher

18 Апреля 2018 г.
Чистая машина – гордость любого автовладельца
САМОЕ ЧИТАЕМОЕ
Новости Красноярска: Эксперты проверили воздух после жалоб красноярцев на смог

Эксперты проверили воздух после жалоб красноярцев на смог

13 Июля 2018 г.
Сильных превышений ПДК не выявлено
Новости Красноярска: Замдиректора «Аэропортов Красноярья» брал взятки одеждой

Замдиректора «Аэропортов Красноярья» брал взятки одеждой

13 Июля 2018 г.
Сумма взяток составила 260 тысяч рублей
Rss_45