Россия vs. Китай

Россия vs. Китай

Если за последние четыре года АвтоВАЗ чуть сдвинулся с мертвой точки и показал потенциал, то за это же время китайский автопром пронесся мимо нас словно локомотив братьев Люмьер, напугав и озадачив автопроизводителей.

Если за последние четыре года АвтоВАЗ чуть сдвинулся с мертвой точки и показал потенциал, то за это же время китайский автопром пронесся мимо нас словно локомотив братьев Люмьер, напугав и озадачив автопроизводителей.

Хронометр и арифметика – страшная сила. Два года назад российский автопром переживал, что «младший брат» может составить конкуренцию на нашей же земле. Год назад тольяттинские и кремлевские менеджеры ломали голову, как достойно выстоять в конкурентной борьбе. Сегодня мы с тихим ужасом наблюдаем, как китайцы ничуть не краснея, показывают на выставках «а-ля БМВ, Хаммер, Тойоту, Хонду». Через год нам надо будет срочно искать конкурента, взамен умчавшимся вперед на своих одноразовых и электромобильных машинах китайцам. Через два года нам останется лишь позлорадствовать, что наши «меньшие братья» из социалистического лагеря «сделали» все эти хваленые мегаконцерны, используя их же силу и изобретения. Через три года Правительство России передаст еще больше полномочий французско-японскому концерну, а бренд АвтоВАЗа начнет понемногу растворяться в западно-восточном альянсе. Но все это уже не будет иметь никакого отношения к китайской гигантской автопромышленности. Да, что ни говори, а время, убегающее у тебя из рук прямо к конкурентам – страшная сила.

Но как все это произошло на раз-два-три? Словно, какой-то маг-волшебник, щелкнув пальцами, произнес заклинание, и начались чудеса. По-другому эти события и не назовешь. Ведь даже у экспертов прогнозы были скромнее…

«Скромный» потенциал Мао Цзэдуна

Знаете, на первый взгляд, может показаться, что все началось 5-10 лет назад. В начале 2000-х годов китайцы стали знакомить нас со своими первыми моделями. Правительство России и автогиганты земли русской по-отечески со снисхождением смотрели на первые шаги «младших братьев» и кивали головами в знак одобрения. Даже уйдя на капиталистическую ниву, вчерашние комсорги не могли стереть, как файл на ПК, теплые воспоминания прошлого, в котором были идеи, был интернационализм и братство. И даже когда высшие чины КНР по-деловому, без ностальгии предложили сотрудничать (то есть на дилерских площадках АвтоВАЗа реализовывать их продукцию), нам все равно было приятно, приятно не только цифрами прибыли, но и той старой ностальгией, что, мол, ребята из Поднебесной не забыли своего «старшего брата». Процесс пошел и стал разрастаться. Сначала до открытия в Калининграде завода по производству Chery Amulet, седана среднего класса в ценовой категории до 9000 долларов в богатой базовой комплектации. Затем выпуском прямых конкурентов не только «десяткам», «Калинам» и Приорам», но и «Логанам». В общем, объявили такую тихую (с улыбкой на лице) войну бюджетным моделям в России. Не знаю, проходили ли в институте в советское время наши автоменеджеры восточные трактаты «Искусство войны», читали ли Лао Цзы. Но по всему видно, что китайские автоменеджеры выучили эти дисциплины на зубок, еще при Мао Цзэдуне. Пока вчерашний менеджер АвтоВАЗа господин Каданников делал скоропостижные и наивные заявления: «Кто-то предпочитает китайские кеды, а кто-то кроссовки уважаемой фирмы, тоже самое и с автомобилями», по-поводу возможной конкуренции, восточные «кедоделы» создавали «убийцу Калины».

Китайцы стараются не пропускать ни одну возможность прорекламировать и показать свои модели и марки в России. Так в Москве в «Крокусе Экспо» мартовским днем на выставке достижений китайского народного хозяйства свои четырехколесные разработки представили сразу несколько «поднебесных» производителей. Наиболее серьезно выделились компании Chery и Hafei, предложив серьезных конкурентов. Производитель «Brilliance», не особо разобравшись в российских потребительских реалиях, представил на экспозицию только «лимузины» - точнее, автомобили бизнес-класса. Вряд ли наши бизнесмены готовы пересаживаться с Bentley и BMW даже в качественную китайскую машину. Коллеги по цеху не поймут.

Автопроизводитель Chery представил сразу три своих модели. Но более всего внимание зрителей привлекла QQ. А точнее QQ «с багажником». Новая модель (которую кое-кто называл даже «внутренним конкурентом» для А1) будет называться QQ6. Ее другое имя - S21, однако в Крокусе она проходила под первым именем. На стенде стоял автомобиль размером с Калину, закругленные формы и размеры которого точно указывали на прародителя. Однако многое и поменялось. Вместо одной несчастно-круглой фаты «кукушки» появилось две – главная и еще одна размером поменьше (ближе к «улыбающейся» радиаторной решетке). По внешнему борту «главной» фары россыпью разбежались оранжевые огни поворотника. В проектировке QQ6, судя по презентационным фотографиям, было повторено дизайнерское решение Амулета (Seat Toledo – 91) – у машинки откидывается вся задняя часть со стеклом. То есть перед нами еще один лифтбэк (хетчбэк, замаскированный под седан) – конкурентные преимущества такого решения у Амулета китайцы явно учли. Заднее сиденье предположительно раскладывается по «амулетной» схеме – меньшая часть есть левая задняя. Под капотом у новичка – 16-клапанный двигатель объемом 1,3 л, соответствующий нормам Евро-3. Как пояснили в Chery, если для Китая будет предлагаться две версии двигателя – 1,1 и 1,3 л, то в Россию пойдет только более мощный агрегат. Его расход топлива (в бак должно влезать 45 литров 92-го) заявлен в 6,5 литров на сотню. Собственно, QQ6 для российского авторынка – самый натуральный «убийца Калины». Во-первых, китайское качество автомобилей оказалось заметно выше российского - те же Калины, бывает, отказывают уже в автосалонах, а в Амулетах пока вылезают по большей части просчеты конструкторов. В представленном на выставку экземпляре все (за исключением педали сцепления) было хорошо подогнано, скрип и дребезг отсутствовал. И во-вторых, то есть в-главных, соотношение «цена-комплектация». Самая дорогая версия – с электропакетом, дисковой магнитолой, кондиционером и гидроусилителем руля, плюс возможно с подушкой безопасности (то есть на уровне амулетовского А3) предлагается всего за 9000 долларов. Базовую же комплектацию китайцы хотят продавать вообще в районе семи с небольшим тысяч «зеленых». При базовой цене на однотипную Калину почти в десять «штук» той же валюты, с учетом ее качества сборки пора скидываться на погребальный венок ВАЗовскому детищу. А то, может, придется хоронить еще и «классику» - ибо инжекторная «семерка» продается уже почти за шесть тысяч долларов (150 000 рублей) и вплотную подошла по цене к базе QQ6.

Chery A1 – не так давно анонсированная замена общеизвестному Chery QQ. В отличие от последнего, «новичок» уже не выглядит чьей-то явной копией – так что в СМИ поторопились, назвав А1 «усовершенствованной версией» «кукушки». Да и внешне он покрупнее кукушного прародителя Матиза, соревнуясь в весовой категории уже скорее с Hyundai Getz. Машина, вряд ли пойдет в России из–за кусачей цены в 11 000 долларов.

Hafei, например, представил свой Princip – явного конкурента Kia Spectra и Hyundai Elantra. По размерам, двигателю, «упаковке» и отделке салона машина вполне производит впечатление – лишь бы не задрали цену до уровня конкурентов, ибо китайцам еще только приходится приучать к себе покупателей.

По настоящему вызывает интерес анонсированый «братьями» двигатель объемом 1,3 литра. Ведь на нем обозначен логотип китайского производителя Asteco – не исключено, что это уже собственная разработка мотористов Поднебесной. А судя по тому, что машинка может получить в США бренд Chrysler – разработка явно неплохая.

__Китай диктует будущее? __Китайский автопром откровенно и не стесняясь, делает акценты на экологически чистом двигателе. Их можно понять, ниша практически не занята. Нефтяные компании не заключают «особых» договоров с малоизвестными автоконцернами. Китайскому автопрому нечего терять. А кому нечего терять, тот становится самым опасным. И в первую очередь для конкурентов. Одной из главных тем апрельского пекинского автосалона стали автомобили, использующие альтернативные источники энергии. Среди автопроизводителей Китая, лидером в этой области является компания BYD Auto, известная своими разработками в области гибридных и электрических силовых агрегатов. Главным экспонатом на стенде BYD стал E6 – автомобиль, сочетающий в себе качества кроссовера и семейного автомобиля. Представленный на выставке образец оснащен электродвигателем, работающим от высокоемкостных аккумуляторных батарей «ET-Power», которые являются собственной разработкой компании BYD. Зарядка аккумуляторов осуществляется от бытовой сети 220V и производится почти молниеносно: 80% заряда достигается всего за 15 минут. Максимальная скорость автомобиля – 160 км/ч, а разгон до сотни занимает 10 секунд.

Другая «экологическая» новинка – полноразмерный седан BYD F6DM, оснащенный гибридным двигателем. Гибридная установка объединят 1-литровый бензиновый двигатель L4, высокопроизводительный генератор, блок аккумуляторных батарей «ET-Power» и электродвигатель, способный развивать момент до 400 Н•м. В «чистом» режиме (без использования бензинового двигателя), и при полностью заряженных аккумуляторах, автомобиль способен проехать 100 км, а с работающим двигателем внутреннего сгорания – более 300 км.

По мнению профессора Российской академии наук, заведующего кафедрой экологии Андрея Машевина, китайцы могут стать лидерами двигателей нового вида. «Сейчас уже всем очевидно, что глобальное потепление и смена климата – вопрос времени. Но, безусловно, за этим произойдет сильный сдвиг в системах материальных ценностей. Многомиллионные жертвы потопа вынудят, наконец, «большую восьмерку» ужесточить «Киотский протокол» и заставить автоконцерны переходить на гибридные и электрические двигатели. К этому времени у китайцев будет бесспорное лидерство».

Мы прозевали или никогда и не конкурировали?

Недавно министр промышленности КНР сделал заявление в Правительство России, сказав, что «некоторые финансовые и заинтересованные силы не дают развиваться китайской автопромышленности в России, вопреки подписанному соглашению о сотрудничестве». Видимо, щемящее ностальгическое чувство братского плеча с «китайскими товарищами» безвозвратно прошло у нынешних менеджеров АвтоВАЗа и ГАЗа. Хочется надеяться, что снобизм остался там же, в прошлом. Сегодня Китай уже не нуждается в вазовских дилерских площадках для продаж. Крупный бизнес в России уже готов вкладывать средства в «младших братьев». Компания Red Dragon, входящая в группу компаний «Рольф» (крупнейшего дистрибьютера и дилера в России) уже взялась за реализацию модели Geely MK. Седан MK относится к самому популярному сегменту класса «С». Как и у всех китайцев, внешность Geely вызывает ассоциации сразу с несколькими европейскими и американскими автомобилями. По словам директора Red Dragon, Артёма Марчука машина успешно прошла краш-тест по жестким европейским правилам, которые с конца 2007 года действуют и в России.

До конца года, на территории РФ планируется открыть около 30 дилерских центров Geely. По словам управляющего директора розничного направления группы «Рольф» Вардан Даштоян, китайские автомобили идут по тому же пути, что и российский автопром в 30-х годах. «Вспомните все первые модели: Жигули, Победа. Это ведь были зарубежные Фиаты, Опеля. Мы, как и китайцы занимались переделкой. В России никогда не было инженеров класса шеф-дизайнеров БМВ. И вот в какой-то момент мы остановились, и решили, что сможем все сделать сами. С тех пор мы и стоим на месте. Понимаете?! А у китайцев прекрасные перспективы. Они сегодня уже хотят прийти на мировой рынок, испробовав себя на российской площадке. И через два года в США и Европе с ними будут серьезно считаться. Я даже не знаю, как ВАЗ смог бы сейчас конкурировать с ведущими китайскими компаниями».

И пусть вазовцы не согласится, но это так. Потребитель выбирает автомобиль, прежде всего, исходя из своих финансовых возможностей. Пусть кто-нибудь объяснит мне, чем очень скромная «Калина» лучше, например, калининградско-китайского «Амулета» или московско-французского «Логана»? Чем «Лада Приора» лучше ижевско-корейской «КИА Спектра» или китайского «BYD F3»? Причем и «Калина» и «Приора» - по ряду потребительских качеств – даже старым моделям АВТОВАЗа проигрывают! «Калина» преподносится как современный, типично городской автомобиль. Увы, очень сомнительного качества с несвойственной современным автомобилям ломучестью и имеющий «женский» образ. Но обиднее всего было слышать и видеть, как ведущие программы Top Gear просто поржали (другого слова не подыскать) над Ладой Приора. Пройдясь по дизайну, они решили, что машина сделана из репы. Возможно, они были излишне придирчивы к дизайнерам АвтоВАЗа (хотя у меня слова «дизайнер» и «АвтоВАЗ» в голове не совмещаются), но трудно отыскать человека, который бы очаровался видом Приоры или Калины. Китайский автопром пролетел мимо российского, словно локомотив на средней скорости в 160 км в час, с электродвигателем. А наш бронепоезд, как говорится, на запасном пути. А жаль!

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >