Дунайский вальс: Тест-драйв новой Mazda 3

Дунайский вальс: Тест-драйв новой Mazda 3

Представляем тест-драйв новой Mazda 3

«Уважаемые пассажиры! Рады сообщить вам, что нашему самолету дано добро на рулежку, в очереди на взлет мы… примерно двадцатые». Таким оптимистичным заявлением первого пилота началось наше короткое, но чрезвычайно насыщенное путешествие в Сербию. Аэропорт Шереметьево, весь покрытый наледью, абсолютно весь, не давал самолетам толком ни взлететь, ни сесть. Натуральная пробка из «Боингов» и «Айрбасов» образовалась на взлетной полосе, неожиданно подтверждая худшую транспортную репутацию Москвы.

Чтобы наверстать упущенные из-за непогоды два часа, пилот гнал над Белоруссией и Венгрией, как сумасшедший, заработал кучу штрафов за превышение скорости от небесного ГАИ и опоздал всего на час. В полете нас кормили очень быстро, последние кусочки курицы стюардессы едва ли не рассовывали по карманам сходящих с трапа пассажиров. Ну, здравствуй, Белград!

Организаторы тест-драйва новой Mazda 3 были решительны: какой такой обед? Сразу на трек! А почему бы и нет — аэрофлотовские крылышки еще не до конца переварились в наших журналистских желудках. На трек так на трек!

NAVAK National Drivers Academy совсем близко от аэропорта имени Николы Тесла — каких-то двадцать минут на автобусе. Вот они, новые «трешечки» — красные и серые, блестящие, вылизанные новой кузовной пластикой, со знакомыми уже масочками головной оптики и радиаторной решетки. Возмужали, стали солиднее, стали чуть ближе к новым «шестеркам» — все тот же стиль KODO. Зрительно кажется, что новый маздовский гольф-класс стал длиннее, хотя в реальности прибавка мизерная — всего 5 мм Зато свободнее стало в плечах — плюс 40 мм ширины (и это чувствуется в салоне). А обман зрения в большей степени вызван удлинением колесной базы — прибавка в 6 см уже вполне существенна.

Среди участников тест-драйва довольно много знакомых лиц: колесили вместе по отчаянным дорогам Армении и Грузии. Знаю по опыту: несмотря на внешнюю расслабленность и шуточки-прибауточки, за рулем этим ребятам палец в рот не клади. Делимся на пары, занимаем места в уже прогретых хетчбэках. Пресс-парк разбит на три группы, каждую возглавляет пейскар — в нашем случае это был CX-5 с инструктором за рулем. Все специалисты водительской академии NAVAK говорят по-английски (как и большинство других сербов, впрочем), но самыми простыми фразами — мы почти все понимаем

К слову, полигон NAVAK построен самым известным в Сербии автомобильным журналистом (и зовут его Владан). Поначалу он просто купил участок земли под Белградом, а потом постепенно достроил все технические сооружения и сам трек. Подобрал команду, организовал процесс — и теперь является владельцем лучшего в Сербии гоночного трека международного уровня. Узнав об этом, у многих моих коллег появилось задумчивое выражение глаз, люди лихорадочно прикидывали бюджеты… Но потом нас позвали в машины — и все лишнее ушло.

Первый круг — обкатка, знакомство с трассой. Не то чтобы совсем в полпедали, но без визга покрышек. Инструктор по рации беспрерывно комментирует наши действия: «Быстрее, быстрее, быстрее… не тормозим, вторая машина, не тормозим… не прижимайтесь к моему бамперу… быстрее, быстрее…». Второй круг уже серьезнее, инструктор на кроссовере уходит от преследования, мы догоняем Потом я перестаю считать круги: только скорость, только ворота из полосатых конусов, только неожиданно летящие в лоб тормозные огни передней «трешки» «Faster, faster! Good!». На полигоне медленно, но неуклонно темнеет — в декабрьском Белграде к 16:30 уже почти ночь.

На прямиках разгоняемся до 150 (трасса не так уж велика), в поворотах уже не стесняемся сноса кормы. Даже на зимней резине Mazda 3 чертовски хорошо держит дорогу, под газ предсказуемо и неопасно уходя наружу сначала кормой, а потом и всеми четырьмя. А какое точное рулевое! К последним кругам уже расходимся вовсю, дерзко подрезая закраины трека и порой наступая на пятки инструкторам. «Don’t come to my bumper!». О’кей!

Но, как всегда, времени не хватает. Как только появляется ощущение, что поймал машину, нащупал ключик к трассе — как тут же финал! Эх, еще бы полчасика — и мировой рекорд, да… Не знаю, что про нас подумали сербские инструкторы, но мы собой довольны. И машинами.

А что же Белград? Древний город со сложной судьбой, которому не раз доставалось от беспокойных и агрессивных соседей. Это и удача, и крест сербов — их земли находились (и до сих пор находятся) на пересечении важнейших транспортных путей и стратегических интересов Турции (Осман-ской империи), Германии (и ранее — Австро-Венгрии), Византии и Румынии, Болгарии и Албании Белград сжигали почти 40 раз и заново отстраивали.

Я долго думал, писать ли про войну 1999 года. В конце концов, понял, что нельзя не написать. Слишком свежи следы, слишком очевидны последствия. Если вы не сильны в новейшей истории, то вкратце так: официальная западная версия рассказывает, как югославское КГБ проводило этнические зачистки в Косово среди албанцев, и НАТО было вынуждено вмешаться. Демократия и права человека! Так оно было или нет, не мне судить, но именно защищаемые тогда натовцами албанцы и косовцы и образуют сейчас крупнейшие в Европе криминальные группировки по торговле женщинами и наркотиками. В ответ на внутренние югославские разборки НАТО поступило жесточайшим образом: бомбили Белград, бомбили кассетными бомбами, бомбили химические заводы в пригородах, бомбили всю жизненно важную инфраструктуру. Страна была поставлена на грань экологической катастрофы и отброшена в экономическом и технологическом плане на уровень 1945 года.

Последствия разрушений — результатов натовских бомбежек 1999 года — видны до сих пор: в центре столицы огорожены заборами несколько рассыпающихся высоток, которые не спешат сносить. По одной из версий — нет денег на реконструкцию, по другой — хранят память о национальной трагедии. Ведь не только СССР распался на куски — некогда вполне крепкая и успешная Югославия разбилась на семь государств: Сербия, Словения, Хорватия, Черногория, Косово, Босния и Герцеговина, Македония. Не запутались? Скажу одно — лучше всех по-русски понимают именно сербы. А их надписи на кириллице мы смогли читать на 80 %, оставшуюся часть отгадывая интуитивно.

Белграду более тысячи лет, и он впитал в себя соки различных культур: изящество Византии, экзотику турецкого Востока, аккуратные застройки австровенгров. А множество православных церквей и правительственные здания в сталинском стиле сближают город с Москвой. Здесь одновременно ощущается рациональный ритм Европы и славянское дыхание. У девушек такие русские голубые глаза, а среди по-славянски бородатых мужиков нет-нет да и мелькнет горящий взгляд и орлиный профиль тюркских кровей.

Этот город невелик — лишь чуть больше Красноярска, и в нем нет смога и тяжести небоскребов крупных столиц. И удивительное дело — здесь не чувствуешь себя чужим, иностранцем. Хотя мой вполне современный iPad не знает слова «СССР», подчеркивает его как ошибку, не предлагая вариантов замены, как будто не было этой страны, не было никакой дружбы народов — это не совсем так. Пусть плюются желчью советоненавистники, утверждая, что братские отношения стран СЭВ существовали только на бумаге и в речах съездов компартии. Нет, это лишь половина правды, попытка переписать историю. Да, никто не обнимался на улицах с русскими, не спорю, но общая война и общая победа создали мощное поле дружественного понимания именно на уровне народов. И в Сербии оно ощущается.

Что за люди сербы? Некорректный вопрос, разумеется. Да все люди разные! И все же… Несколько слов сказать можно. Сербы — в среднем — мягче и приветливее русских, мы нигде не встретили намеков на грубость, а тем более хамство (в том числе и на дорогах). Сербы говорят между собой с тем же темпом или даже чуть медленнее, чем мы. Сербы выглядят как мы, выделяясь порой чуть более вытянутыми лицами и частыми вкраплениями тюркских кровей. Вот ясноглазая блондинка сербка-славянка, а вот смугловатая сербка-турчанка. Частенько к тебе обращаются по-сербски, потому что принимают за своего…

Сербская диета? Никакой диеты! Белград закормил нас мясом и разного рода сырами. Сербы обожают мясо и сыр. Число видов брынзы, сливок, творогов, сыров не поддается учету; мясные блюда не менее разнообразны — на закуску холодный окорок, на первое — блинчики с мясом, и наоборот, сырные колбаски, завернутые… в тонкую мясную обжарку, на второе — картофельный суп с телятиной, и далее — парная говядина с овощами. Что поделать, это сельскохозяйственная страна, продукты здесь все натуральные (ГМО запрещены законодательно) и готовить их умеют.

Белград очаровал нас трамваями и надписями на кириллице («Пекара», «Посластичарница», «Продавница», «Меняч-ница», «Улица Краля Александара» — рас-познаете?). Нигде не видно безбашенных гонщиков стритрейсеров, нигде нет пьяных. На тротуарах нет нищих, а на дорогах — черных джипов с мигалками (кажется, они всегда ходят парами, а?). Жриц любви не заметно. Вероятно, все это где-то есть, но тщательно прячется, в отличие от менее благочестивой России.

Оказалось, что наш отель расположен в десяти минутах ходьбы от центральной площади Белграда. Она несколько скромнее Красной площади, как и сам город скромнее Москвы: в пределах видимости стоят здания парламента («скупщина»), главпочтамта («пошта»!), МВД, МИДа, суда и нескольких других. При этом вокруг не видно обилия полиции, и подход ко всем строениям свободный. Фотографироваться? Пожалуйста! Гулять, сидеть на скамейках? Да ради бога!

Крепость в Белграде есть, называется она Калемегдан, но расположено в ней не правительство, а музей военной истории. Совершив марш-бросок в семь утра, я застал крепостные стены в суровом туманном молчании, в полном отсутствии посетителей. Вход свободный — охранники лишь кивнули, «Велкам!». Рядами стоят танки Первой и Второй мировых войн, пушки, лежат обезвреженные бомбы, снаряды… Между ними сербские деды прогуливают своих четвероногих питомцев, весело перепрыгивающих через немецкие глубинные мины (до распада у Югославии был выход к морю). На открытой площадке античный Победитель, символ сербских побед в войнах 1912—1918 гг , держит на ладони голубя Голубь и голый Победитель величаво смотрят на слияние Дуная и Савы Белград просыпается.

Все эти дни над Сербией висела плотная крыша из декабрьских облаков. Только подъем в горы над пеленой тумана позволил надышаться свежим солнцем и накормить легкие кристально чистым воздухом. Как прекрасны убеленные сединами инея кустистые сербские березки! Как по-альпийски аккуратны оранжевые черепицы скромных домишек!

Мы сделали большой круг вокруг города Оранджеловац (такое апельсиновое название, да). Любовались карпатскими пейзажами, еще зелеными полями вперемешку с багряной листвой. Видели и снег — в тени он есть, есть и гололед. Mazda 3 помогала трэкшн-контролем, да и вообще вела себя покладисто MZD Connect вел нас твердою рукой, не давая сбиться с пути. Повсюду встречались собранные из поленьев вышки для охотников или пастухов — возможно, здесь встречаются и волки.

Мимоходом заскочили взглянуть на огромную православную церковь, построенную по чертежам и проекту русских архитекторов, но выполненную немецкими мастерами Красота, безусловно: искусная мозаика, витражные стекла, роспись потолков. Нет какой-то давящей мрачности, зачастую сопутствующей антуражу многих русских храмов. Здесь ясно чувствуется влияние Византии — более яркой, более праздничной.

Неожиданно дали интервью сербскому телевидению — говорили по-русски, как же они будут нас понимать? Несмотря на сходство языков, беглую разговорную речь расшифровать непросто. За завтраком слышал краем уха разговор сербской пары — высоченный интеллигентного вида парень и миниатюрная блондинка с немного брезгливым лицом — и мне не удалось выделить какие-то знакомые конструкции…

А потом нас атаковало… мясо. Сначала на вершине холма, где виноградники были залиты солнцем, а ступени посыпаны золотыми дубовыми листьями. В ресторане «Тарпош» трещит камин, отсвечивает рубином красное вино в бокалах (разумеется, водители воздержались). Горы мясных закусок и салатов подкосили наши ряды, а вяло сопротивляющихся добил наваристый телячий суп-чорба. И все бы ничего, но вечером нас ждал настоящий мясной ад. В чудесном, без преувеличения, ресторане «Три шишира» («Три шляпы» то бишь) бойко говорящий по-русски официант по имени Ранко не переставал подносить белковые деликатесы, робкие возражения отметая очередями из замечательно выпеченных кукурузных пампушек. Мы страдали, но терпели. После сербских разносолов — снова в путь…

Mazda 3 на трассе показала себя хорошим шоссейным бойцом. Чуть увеличенная колесная база и смягченная на прием подвеска делают машину заметно плавнее без потери устойчивости. А значит, комфортнее на дальних перегонах. Кроме того, как я уже отмечал, значительно поднялся уровень акустического комфорта. Шум мотора проявляет себя лишь после 3500—4000 об/мин, и делает это достаточно тактично. Работа подвески деликатна, лишь порой сыпанет очередь гравийных камешков по аркам колес.

Как-то незаметно пролетели сто километров, вернувших нас в Белград. Мой напарник за рулем, есть возможность покрутить головой, понаблюдать за трафиком. Автопарк сербской столицы по-европейски бюджетный. Французский, итальянский, чешский гольф-класс — FIAT, Renault, Skoda, VW. Все еще много югославских «Застав». Много троллейбусов и трамваев, почти нет мотоциклов. Роскошных бизнес-седанов также не видать. Нет никаких «Лад» или «Москвичей», все автомобили — европейские или местные, порой можно увидеть семейные универсалы из Германии или Франции. Несколько раз примечали совсем уж экзотичную для Сибири «Лянчу». Сербия — это, конечно, Европа, но бедная, славянская.

Неужели под капотом нашей Mazda 3 двухлитровый мотор? Организаторы подтверждают — все верно: 150 л.с. и 210 Н∙м крутящего момента, приходящиеся на 1317 кг снаряженной массы (хетчбэк). Однако, по моим ощущениям, такой запас тяги должен давать более отчетливый пинок на низах — к сожалению, на треке мы этого не ощутили. Возможно, дело в обкатке — машины новые. Mazda 3 быстра, но резкого пружинящего толчка с места мы не увидели.

Быть может, читатель не совсем понимает, что за принципы лежат в основе технологий SKYACTIV? Сделаем краткое техническое отступление и объясним на пальцах, что почем.

SKYACTIV — это прежде всего комплекс конструкторских решений, позволяющих сделать динамические и топливные показатели автомобиля высокими без применения дорогостоящих методик (в частности, турбонаддува для бензиновых моторов). В комплекс входят: моторы SKYACTIV-G с повышенной степенью сжатия 14:1 (прямой впрыск, цепной привод ГРМ, низкие потери на всасывание смеси в цилиндр, специфика тактов зажигания и т п ), применение до 60 % высокопрочных сталей в структуре кузова (жесткость кузова новой Mazda 3 увеличена на 31 %), выверенная аэродинамика (для хетчбэка — Сх = 0,28) и ряд оригинальных инженерных решений в подвеске Mazda бросает вызов тенденции даунсайзинга в современном моторостроении, когда на относительно большие машины ставят моторы 1—1,2 литра с «волшебной» турбиной. Как минимум, Mazda права в одном: атмосферные движки дольше служат! И проблему турбоямы еще никто не отменял.

Вместе с обаянием дизайна KODO решения SKYACTIV дают новым поколениям Mazda свой собственный путь технологической эволюции. Моторы SKYACTIV-G экономичны (паспортный расход в смешанном цикле хетчбэка — 6,2 л/100 км, топливо Аи-95), кузов жесткий и легкий (5 звезд в тестах Euro NCAP при том, что машина легче прежней на 60 кг), шестиступенчатая коробка-автомат SKYACTIV—Drive бесшумна и точна. Чего еще желать?

Разумеется, высокий уровень визуальной привлекательности, заданный ранее Mazda6 и CX-5, нужно было подтверждать в интерьере. Здесь, на мой взгляд, результаты неоднозначны. С одной стороны, материалы обшивки стали мягче и благороднее (как и в «шестерке»), полностью ушла в небытие некоторая пластиковость, появились и проекционный мини-дисплей под лобовым стеклом и крупный, хорошо читаемый TFT-экран над центральной консолью. Mazda подружилась со всеми видами современного мультимедиа (система MZD Connect — Интернет, навигация, планшеты-смартфоны и прочее, прочее). Вплоть до технологии подавления шумов AudioPilot® 2, позволяющей аудио-системе качественно играть даже сжатые МР3-треки вопреки паразитным звукам мотора и подвески. Все мягко и по-немецки рационально, все технологично. Удобные сиденья, хорошая боковая поддержка, образцово удобный руль.

С другой стороны, в этом русле европейского взросления маздовцы все-таки заметно «засушили» интерьер. Как и в «шестерке», он стал немного безликим, утратил часть какого-то задорного романтизма. Возможно, это и была изначальная задача маркетологов — не делать каких-то радикальных революций, оставить лучшие качества Mazda 3, улучшив экономичность и мощностные показатели двигателей, смягчив подвеску (без ущерба управляемости), доведя салон до лучших европейских стандартов. Теперь никто не сможет сказать — ах, ну это же Mazda, это же Япония, тут все достаточно скромно, тут шумновато… Нет, здесь уже вовсе не шумновато, и здесь повсюду мягкие материалы обивки, лаконичная элегантность торпедо, Интернет льется рекой, а шаттл навигации всегда под рукой. Все хорошо, но где-то на пути этого обязательного в программе всех мировых производителей взросления модели Mazda 3 утеряла толику огненного задора, толику бесшабашности, присущей прежним поколениям. Давайте скажем прямо — внутри Mazda 3 стала чуть скучнее. И в то же время — однозначно выше классом.

Нет большего удовольствия для журналиста, чем встать спозаранку, пока еще спят коллеги, слегка утомленные вчерашним банкетом, и пробежаться по окрестностям. Эти кривые улочки, заставленные запотевшими от тумана старенькими «Заставами» и «Фиатами», не входят в программу тура, сюда не ступала нога организаторов. И это прекрасно.

В семь утра в пригороде Белграда уже рассвет, но низкие тучи словно бы еще не проснулись, лежат на земле и не торопятся воспарить под небеса. Ряды кленов и дубов окутаны ватой, вдалеке силуэты редких прохожих. Вот из каменного домишки — старая черепица, вьющийся плющ на стенах, во дворе аккуратные качельки — выходит пожилой мужчина в бордовом пиджаке, брюки выглажены, запонки на манжетах. Несмотря на декабрь, седовласый джентльмен без шляпы. А идти ему недалеко — он, очевидно, распорядитель из нашего отеля. Провожаю его взглядом, а домик фотографирую.

Откуда-то издалека, из тумана, доносятся мажорные такты «Дунайского вальса» Штрауса. Не рановато ли для вальсов? Мимо проезжает наш автовоз с погруженными для отправки в Россию хетчбэками. Тест-драйв завершен, будем считать это торжественным прощанием.

Прощаемся с Сербией, встречаем новую Mazda 3.

Смотрите также полную фотогалерею с тест-драйва новой Mazda 3 в Сербии

Павел Веселовский, фото автора и компании Mazda Motor Rus,

Красноярск — Москва — Белград — Красноярск

НОВОСТИ КОМПАНИЙ >

ФОТОРЕПОРТАЖ >

СТАТЬИ >

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

Экология

ЮГК Константина Струкова продолжит реализовывать экологические программы в 2024 году

«Южуралзолото Группа Компаний» модернизирует производственные мощности, проводит рекультивацию нарушенных земель, высаживает сотни тысяч деревьев и выпускает мальков в реки Сибири и Урала

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

Общество

Городской кроссовер JAECOO J7 покоряет сердца красноярцев.

В мире автомобильной индустрии появился новый игрок – JAECOO J7

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

В Красноярском крае

Представители бизнеса просят ускорить процесс газификации Красноярска

Скорейшее решение вопроса необходимо как жителям, так и бизнесу.

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Общество

IX конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» стартовал 24 января

Конкурс проводится при поддержке Фонда развития культуры и современного искусства «Территория»

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

В Красноярском крае

Тренер спортивной школы «Енисей» Вячеслав Кирюшин: «Нахожусь в структуре клуба и мне хочется приносить пользу»

На мой взгляд, в платных школах работают качественные тренеры, но по факту — это аниматоры для маленьких детей.

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

Общество

Главный режиссёр Театра оперы и балета Ирина Лычагина рассказала, что ждёт зрителей в новом сезоне

О том, какие изменения уже произошли в театре? Чего ждать в новом сезоне? Новый руководитель уже готов рассказать обо всём

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

Общество

Александр Косинский: «Оперный дирижер – вершина нашей профессии»

3 декабря в Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского состоится Творческий вечер дирижера Александра Косинского, посвященный его двойному юбилею

САМОЕ ЧИТАЕМОЕ >